Статьи по дате

Le Temps | 10 апреля 2000 г.

Обещания, данные в рамках российско-швейцарского юридического сотрудничества, выполняются не всегда

Фати Мансур

В период с 22 по 26 мая Швейцарию посетит делегация представителей российских правоохранительных органов, которую, скорее всего, возглавит заместитель генерального прокурора Колмогоров. Четвертая встреча российских и швейцарских коллег состоится в Аппензелле. Она пройдет в рамках меморандума о сотрудничестве, подписанного 24 апреля 1998 года бывшим прокурором Швейцарской Конфедерации Карлой дель Понте и Юрием Скуратовым, отстраненным в последствии от должности генерального прокурора России. До самого последнего времени текст меморандума не публиковался.

Как на деле реализуются положения этой декларации о намерениях, предполагающей объединение усилий в сфере борьбы с организованной преступностью и отмыванием денег? На этот счет существуют различные точки зрения. В то время, как генеральная прокуратура Швейцарии демонстрирует оптимизм, женевское правосудие, занимающееся расследованием многих российских дел, настроено более скептично.

В 1999 году Федеральное управление полиции получило 58 российских запросов, относящихся, в основном, к экономическим преступлениям. Швейцария, со своей стороны направила лишь 9 запросов. По этим цифрам, на самом деле, нельзя судить об эффективности сотрудничества. В генеральной прокуратуре Швейцарии, где занимаются расследованием щекотливого дела "Мабетекс" и не менее деликатного дела "Аэрофлота", в котором фигурирует финансист Борис Березовский, заверяют, что с увольнением Юрия Скуратова ничего не изменилось. "Российские сотрудники правоохранительных органов демонстрируют живой интерес к расследованию этих дел. Они обратились к нам с просьбой о предоставлении данных и хотели получить ответы на свои вопросы", - отмечает Йорг Блазер, официальный представитель генеральной прокуратуры Конфедерации.

В Женеве предпочитают не слишком восхищаться этими проявлениями взаимопонимания. Однако оно продолжает оставаться основным условием успешного международного сотрудничества в судебной сфере. Дело Михайлова, в расследовании которого российские власти приняли более чем пассивное участие, оставило горький осадок у представителей женевского правосудия. После этого неудачного эксперимента, здесь считают сотрудничество делом трудным, но не полностью безнадежным. "Полного прекращения сотрудничества нет", - разъясняет генеральный прокурор Бернар Бертосса, явно намекая на недавнее исполнение в России запроса, направленного женевской генеральной прокуратурой. Кроме того, из Москвы получил полезную информацию и судья Даниель Дево, ведущий дело об отмывании денег, в основе которого лежит торговля нефтяными квотами.

Сторонам еще предстоит сотрудничать по другим российским делам. Судья Лорен Каспер-Ансермет, расследующий швейцарскую часть дела, связанного со скандалом в "Бэнк оф Нью-Йорк", в ближайшие 10 дней отошлет в Москву детальный запрос. Предоставит ли Россия, не направившая за рубеж ни одного запроса с тем, чтобы узнать, куда подевались все ее миллиарды, информацию, необходимую для того, что провести черту между операциями по вывозу капитала и операциями по отмыванию денег организованной преступности, а также для выяснения роли банков, инициировавших эти операции? "Без информации из России можно тихо закрыть это дело", - отмечает судья Каспер-Ансермет.

В рамках этой процедуры, осуществленной прокуратурой после получения банковской документации, все еще остаются блокированными почти 25 миллионов долларов. "Вполне вероятно, что речь идет лишь о небольшой части провезенных или осевших в Швейцарии средств", - говорит он. Другой пример сотрудничества: судебное разбирательство по делу об отмывании денег российским алюминиевым магнатом Львом Черным. В этом случае, чтобы довести расследование до конца, потребуется помощь зарубежных коллег. Женевский судья пока не получил ответов на свои запросы в Москву, не было никаких запросов и с российской стороны.

В сфере борьбы с организованной преступностью сотрудничество является делом еще более сложным, поскольку этими вопросами занимается, в основном, милиция, иными словами, почти 6 000 сотрудников российского Министерства внутренних дел, структура и способ функционирования которого продолжают оставаться неясными. Трижды безуспешно судья Каспер-Ансермет пытался достать интересующую его информацию. Не получив важных сведений из Москвы, ему пришлось через полгода закрыть дело против Михаила Черного, старшего брата алюминиевого барона, обвиняемого в принадлежности к организованной преступности. Теперь прокуратуре придется принимать рискованное решение о судебном процессе, который в очередной раз может завершиться провалом.

Каспер-Ансермет едет в Аппензелль с надеждой объяснить российским коллегам намерения и возможности швейцарских судей; определить моменты, которые тормозят некоторые расследования; больше узнать о российской системе правоохранительных органов и выяснить, может ли что-то поменяться в стране с избранием нового президента. Всем интересно узнать, окажутся ли заявления о необходимости борьбы с коррупцией и разграблением национальных богатств не просто предвыборными лозунгами Владимира Путина.

Слабый проблеск надежды: 9 марта Россия подписала и ратифицировала Европейскую Конвенцию об оказании правовой помощи в судебной сфере. Присоединение к этой конвенции предполагает выполнение обязательств по оказанию как можно более широкой помощи сторонам, подписавшим конвенцию, включая Швейцарию. Этот меморандум о намерениях предполагает выполнение договорных обязательств. Но, по словам Бернара Бертосса, в том, что касается сотрудничества в судебной сфере, некоторые государства, как например Великобритания в деле Пиночета, имеют тенденцию забывать о своих обязательствах.

Текст договора

Verbatim

Стороны намереваются сотрудничать в борьбе против организованной преступности и отмывания денег в рамках юрисдикции их процессуальных норм.

Стороны сотрудничают посредством обмена информацией и документами, относящимися к организованной преступности, о лицах и организациях, причастных к ней, а также через обмен информацией о предприятиях, органах власти, банках и об имуществе, используемых для прокручивания ценностей, получаемых в результате преступной деятельности.

В связи с этим:

- канцелярия генерального прокурора Российской Федерации информирует Генеральную прокуратуру Швейцарской Конфедерации о российских и иностранных гражданах, подозреваемых в хранении средств, полученных в результате преступной деятельности в швейцарских банках, или тех, кого подозревают в осуществлении преступной деятельности в Швейцарии;

- Генеральная прокуратура Швейцарской Конфедерации передает информацию о российских гражданах, подозреваемых в осуществлении преступной деятельности на территории Российской Федерации или на территории Швейцарии.

Кроме того, сотрудничество подразумевает:

А) обмен аналитическими документами и статистическими данными по ситуации в сфере организованной преступности и тенденциях ее развития;

Б) обмен информацией о действующем законодательстве.

Для выполнения положений Меморандума стороны связываются напрямую, что не исключает использования дипломатических каналов.

В принципе, сотрудничество в рамках этого меморандума осуществляется по просьбе сторон. Информация может также передаваться спонтанно, если возникает предположение о том, что она может оказаться необходимой для уголовного судопроизводства, проводимого одной из сторон.

Источник: Le Temps


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru