The Washington Post | 10 апреля 2001 г.
Подпитывая возрождение
Роберт Макфарлейн
Россия - богатейшая в мире страна, если посмотреть на ее природные ресурсы. Давно было очевидно, что, если когда-нибудь Россия сможет разумно относиться к добыче и производству нефти, газа и драгоценных металлов, она может стать экономической сверхдержавой с фактически безграничным потенциалом. Сегодня производит большое впечатление то, как быстро после идеологического поражения в холодной войне и экономического потрясения лета 1998 года Россия вновь начала использовать влияние, которое дают ей природные богатства.
Приведу два примера. Начиная с прошлогодних визитов в Брюссель и другие европейские столицы, президент Владимир Путин делает упор на готовность России и дальше поставлять природный газ на Запад (его запасы в Северном море неулонно уменьшаются) - подобная зависимость может дать в руки России важный политический рычаг.
В этом же контексте Россия подписала соглашение с Турцией о прокладке трубопровода по дну Черного моря, который позводит ежегодно поставлять 19 млрд. кубических метров природного газа - это больше, чем наполовину удовлетворит потребности Турции. Опять же роль России как основного поставщика энергоносителей Турции значительно усилит ее влияние на Анкару.
Если обратить взор поближе к России, то Москва продемонстрировала более рыночный подход к поставкам своих ресурсов. К примеру, в разгар зимы в Грузии и на Украине она прекратила поставки, якобы из-за неплатежей - в течении последних 70 лет эта проблема Россию, видимо, не беспокоила. В Средней Азии Россия предложила свою помощь пяти государствам, чтобы противостоять угрозе исламского фундаментализма, исходящей из соседнего Афганистана. Нельзя не обратить внимания на то, что, если бы эти государства объединились в новый Советский Союз, они внесли бы в общую копилку нефтегазовые ресурсы Казахстана и Туркмении, по нынешним оценкам почти эквивалентные запасам Саудовской Аравии.
Развивая отношения с Ираном, Россия отказалась от обязательства перед администрацией Клинтона прекратить военные поставки иранскому правительству и продолжила оказывать содействие иранской ядерной программе. При Владимире Путине Россия стремится использовать потребность в природных ресурсах для отстаивания своих политических интересов.
Я набросал эти сценарии уязвимости Европы и Турции, а также потенциальных возможностей России по восстановлению своего контроля над огромными нефтегазовыми ресурсами Средней Азии не потому, что это неизбежно - это не так - а чтобы подчеркнуть, что мы должны уделить этим вопросам должное внимание. Например, мы могли бы стимулировать американские нефтяные и газовые компании на разработку месторождений и добычу российской нефти и газа - это беспроигрышное предложение, поскольку Россия получила бы выгоду от американских инвестиций и технологий, которые позволили бы ей разрабатывать свои месторождения, а мы получили бы рычаг для контроля за темпами и условиями разработки российских ресурсов.
Одновременно мы могли бы сосредоточиться на развитии наших отношений со среднеазиатскими странами, активизировав деловые контакты, чтобы укрепить независимость этих государств и их способность сопротивляться возвращению в советскую орбиту. Что касается Западной Европы и Турции, то мы могли бы сделать так, чтобы у них появился альтернативный источник нефти и газа - из Казахстана и Туркмении через Каспийское море в Баку, и далее на запад в Турцию и Европу, а также на юг через Иран - да, именно Иран, - в Персидский залив и на азиатский рынок.
Если говорить о наших отношениях с Ираном, то совершенно ясно, что наша политика изоляции этой страны путем экономических санкций не достигла ни одной из целей, для которых они были введены. Она не помешала иранскому духовенству оказывать поддержку террористическим группам, не воспрепятствовала дальшейшему осуществлению иранской ядерной программы и не смогла побудить Иран оказать поддержку ближневосточному мирному процессу.
Фактически можно сказать, что санкции лишь усугубили подобное поведение Ирана, а не воспрепятствовали ему. С помощью санкций удалось добиться определенных вещей, но все они не отвечают интересам безопасности США. Во-первых, они свели вместе Россию и Иран, заключивших квазиэкономический альянс. Во-вторых, они перекрыли США доступ к значительным иранским энергетическим ресурсам, одновременно лишив возможности работать на иранском рынке европейские и японские компании. В-третьих, они затруднили попытки относительно умеренного правительства президента Мохаммада Хатами вступить с нами в контакт. Ясно, что анализ нашей политики в отношении Ирана сильно запоздал.
Россия явно демонстрирует свое намерение вновь стать сверхдержавой - на этот раз в большей степени полагаясь на влияние, которое дает ей обладание огромными энергоресурсами. Она предлагает их потенциальным клиентам в Западной Европе и Турции, тем самым получая в руки рычаг для оказания на них политического давления.
Все эти вопросы сейчас затрагиваются новой администрацией, занимающейся кардинальным пересмотром своей политики. Новая глобальная политика в области энергоресурсов может оказаться как никогда кстати.
Автор занимал должность советника по национальной безопасности президента Рейгана с октября 1983 по декабрь 1985 года. Сейчас он является президентом фирмы Energy&Communications Solutions LLC, имеющей деловые интересы в Средней Азии, Турции и на Балканах.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях