Статьи по дате

The Washington Post | 10 апреля 2001 г.

Российские компании приоткрывают завесу секретности

Шарон Ля Франьер

Крупнейшая российская нефтяная компания "Лукойл" уже много лет обещает обнародовать результаты аудиторской проверки. Она обещает сделать это уже так давно, что экономисты и инвесторы начали предполагать, что в отчете содержатся какие-то ужасные секреты.

И вот, наконец, в прошлую пятницу были обнародованы отчеты за 1998 и 1999 гг. Выяснилось, что эта компания гораздо прибыльнее, чем думали многие.

Роналд Нэш, стратег московской инвестиционной компании MFK Renaissance сказал, что руководство "Лукойла" решило приоткрыть завесу над финансовым состоянием своей компании по очень простой причине: "Они хотят более доброжелательно относиться к рынку".

Новая позиция "Лукойла" - лишь один небольшой признак происходящего в последнее время улучшения на экономическом фронте страны. Некоторые компании принимают западный стиль корпоративного управления, и экономика, в целом, встает на более твердые позиции.

Показатели 2000 г. говорят о прогрессе. Лишь 20% транзакций оплачивались бартером, что на 30% ниже, чем в предыдущем году. Объемы инвестиций выросли на 17%. Экономический рост составил 7,7% - это самые высокие темпы за почти три десятилетия.

Российский президент Путин в своем ежегодном послании, зачитанном на прошлой неделе, предупредил, что в последние несколько месяцев экономический рост начал замедляться, и что до сих не созданы предпосылки, необходимые для того, чтобы этот рост был устойчивым. Мало кто спорит о том, что это за предпосылки: инвесторов должны защищать базовые законы и честные суды, выносящие справедливые решения и наказывающие недобросовестных бизнесменов.

Уровень оттока капитала - один из показателей, свидетельствующих о том, насколько мало существует стимулов для вкладывания средств в России. В прошлом году из страны убежали $28 млрд - 13% ВВП.

Самой сложной экономической проблемой России является вопрос о том, как удержать эти деньги в стране и привлечь дополнительные средства из-за рубежа. "В конечном итоге к этому сводятся все реформы. Надо убедить людей, что если они вложат сюда свои деньги, все будет хорошо. Все очень просто и очень сложно", - говорит Ал Брич, экономист московского представительства банковской фирмы Goldman Sachs Group Inc.

Александр Иконников, директор частной московской Ассоциации защиты инвесторов, говорит, что многие компании меняют методы работы, надеясь укрепить доверие инвесторов. "Но им предстоит еще долгий путь", - считает он.

С точки зрения западных экономистов, Россия не находилась в такой хорошей экономической форме с восьмидесятых годов. Обвал рубля в августе 1998 г. повысил спрос на российскую продукцию и способствовал увеличению объемов производства. Вдобавок выросли цены на нефть. Один баррель нефти, основного экспортного товара России, стоит в 2,5 раза дороже, чем два года назад.

Путин способствовал экономической стабильности тем, что не делал перестановок в правительстве, чем постоянно занимался бывший президент Борис Ельцин.

Финансовое положение правительства тоже улучшилось, в частности, благодаря высоким ценам на нефть. В прошлом году впервые в истории страны Кремль сбалансировал бюджет, который выполняется даже с небольшим профицитом. Доходы - в основном налоговые поступления - продолжают расти. В прошлом месяце правительство собрало на 42% больше, чем год назад - существенное повышение, даже при инфляции в 20%.

Правительственные чиновники, отложившие в январе выплату по долгам государствам-кредиторам, говорят, что концу текущего месяца Россия восстановит график платежей.

Одновременно пути Международного валютного фонда и Кремля разошлись, по крайней мере, пока. С 1992 г. МВФ вложил в Россию уже $22 млрд. Фонд считает, что больше этой стране деньги не нужны. Кремль на прошлой неделе решил не подписывать соглашение с МВФ, в соответствии с условиями которого он должен был бы дать обязательство проводить дальнейшие реформы.

Во вторник в своем интервью экономический советник Путина Андрей Илларионов сказал, что Россия потратила миллиарды денег МВФ на покупку рублей в бесплодных попытках поддержать искусственно завышенный курс рубля.

С его точки зрения, эта политика привела к обвалу рубля в середине 1998 г. "Нам не нужны были деньги МВФ раньше, они не нужны нам и сейчас. Это приносит только вред", - заявил он.

Путин явно пытается убедить деловое сообщество в своем твердом намерении проводить экономическую реформу и в том, что он не прячет экономических фокусов в рукаве - таких, как ренационализация промышленности или пересмотр приватизационных сделок. В ходе массовой продажи государственного имущества, проходившей в начале и середине девяностых, небольшая группа бизнесменов, пользуясь своими кремлевскими связями, за бесценок скупила активы, реальная стоимость которых составляет миллиарды долларов.

На прошлой неделе в своем послании Путин подчеркнул, что какими бы несправедливыми не были эти транзакции, их пересмотр нанес бы экономике еще больший вред.

"Это заявление о стабильности очень важно для инвестиций и для создания компаний, которые работают, а не компаний, которые воруют", - заметил Брич.

"Он говорит: "То, что у вас есть, было украдено честно. Теперь это ваше", - заявил стратег инвестиционной компании Nikoil Investment Эрик Краус. - Но теперь мы должны прекратить воровать у государства".

"ЮКОС" - вторая по величине российская нефтяная компания - показал, что некоторые российские предприятия хотя бы на словах понимают необходимость соблюдения правил хорошего корпоративного управления. Фирма делает все, чтобы доказать, что является честной, хорошо управляемой компанией. Она выплачивает дивиденды акционерам. Она взяла на вооружение международные приниципы бухучета, переписала свой устав, добавив в него дополнительные меры по защите прав мелких акционеров, назначила в свой совет директоров трех человек, не входящих в руководство.

Все это является прогрессом для предприятия, которое когда-то обвинялось в том, что вытирает о мелких инвесторов ноги.

Но вряд ли иностранные инвесторы примут подобные шаги за чистую монету. Джеймс Фенкнер, аналитик инвестиционной компании Troika Dialog Asset Management, не уверен, что "ЮКОС" действительно встал на путь истинный, а не пытается понравиться потенциальным иностранным партнерам и кредиторам.

"Можно иметь большую прозрачность, больше инвестиций и все, о чем только можно мечтать, - сказал он. - Но эта компания в прошлом потрясала людей своими действиями, выстаскивала у них ковер из-под ног. Только самый наивный человек может теперь ей поверить".

Источник: The Washington Post


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru