The Christian Science Monitor | 10 апреля 2007 г.
Россия вбивает клин между европейскими странами
Редакция
Россия вызвала раскол на Западе по вопросу запланированного американского ракетного щита в Восточной Европе. Но чего она хочет?
На гербе Советского Союза были изображены молот и серп. Сегодня более подходящей эмблемой для России были бы молот и клин - символ идеи "разделяй и властвуй". По крайней мере, именно такой выглядит Россия, когда ведет дела с Западом.
Например, Москва преуспела в создании раскола среди европейцев, так что теперь они не могут договориться по поводу политики энергетической безопасности. Конфликтующая Европа обладает меньшими рычагами давления на российские нефтегазовые поставки.
По другому вопросу безопасности, российский клин уже вызвал расколы между США и Европой и внутри самой Европы - не говоря уже о напряженности между Вашингтоном и Москвой.
Речь идет о щите ПРО, который США хотят построить в странах, в прошлом входивших в бывший советский блок. Америка планирует разместить 10 ракет-перехватчиков в Польше и радар в Чешской республике. Эта система нацелена на перехват и уничтожение баллистических ракет "государств-изгоев", прежде всего Ирана, которые потенциально могут долететь до США, а также до Европы.
Москва ответила протяжным рыком. В феврале президент Владимир Путин решительно осудил эти планы, назвав их спусковым крючком для "неизбежной гонки вооружений". Российские генералы пригрозили атаковать элементы ПРО в случае их размещения и выйти из договора о запрете ядерных ракет средней дальности. Генералы заявили, что истинное намерение США - это сбивать российские ракеты. В пятницу Дума выступила против этих опасных планов.
Россия прекрасно знает, что щит не будет для нее угрозой. Российские чиновники провели, по меньшей мере, 10 встреч с американскими чиновниками, на которых узнали, что щит технически не в состоянии остановить ни одной российской межконтинентальной баллистической ракеты. А даже если бы и смог, так у России есть тысячи ядерных боеголовок. Сложно представить себе, как система, эффективность которой не доказана, которая не имеет наступательных мощностей и создана для перехвата нескольких вторгающихся ракет, может спровоцировать гонку вооружений.
Некоторые аналитики предполагают, что более сильная Россия попросту отстаивает свой авторитет. В этом есть доля правды. Однако реакция на ее гиперреакцию свидетельствует, что у России на уме есть еще кое-что. Ее угрозы атак встревожили чехов и поляков, которые поворачиваются против собственных правительств, изначально согласившихся на эти планы. Нет единодушия по поводу рациональности размещения щита и среди европейских лидеров. Немцы, нервничающие по поводу того, что нервничает Россия, начали оказывать давление на Вашингтон с тем, чтобы этот вопрос решался многосторонне, в НАТО.
В ответ американские чиновники отправились в европейские столицы и в Москву в срочное дипломатическое турне. Президент Буш позвонил президенту Путину, и это немного сгладило ситуацию. США тем временем предложили России принять участие в создании щита. Теперь все внимание приковано к встречам, которые пройдут в конце этого месяца, на которых США передадут этот вопрос в НАТО и в Совет Россия-НАТО.
Если перед Россией нет военной угрозы, то чего же она хочет?
Это никакой не секрет, хотя порой США действуют так, словно это тайна. Россия хочет, чтобы к ней относились как к равной. Она хочет не брифинга, а хочет, чтобы ее вводили в курс дела (хотя она и не должна иметь права вето). И давний вопрос о расширении НАТО у ее границ - и даже установка перехватчиков и радара в двух странах НАТО - имеют острую национальную важность.
Россию охватил приступ детской истерики, неуместный для страны, которая хочет, чтобы к ней относились как к взрослой. Однако США должны были это предвидеть - стоит надеяться, что в следующий раз так и будет.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях