The Guardian | 10 апреля 2007 г.
Россия и Польша ожесточенно спорят по поводу гражданства жертв Освенцима
Ян Трейнор
Нацистский лагерь смерти Освенцим оказался в центре ожесточенного диспута между Россией и Польшей: Москву обвинили в попытке преувеличить число советских жертв военного времени, а Варшаву - в попытке переписать историю Второй мировой войны.
Власти, отвечающие за лагерь, где в массовом порядке было убито около 1,5 млн человек, преимущественно евреев, блокируют возобновление работы постоянной российской экспозиции, потому что она исходит из того, что бесчисленное количество польских, еврейских и других жертв Освенцима были "советскими гражданами".
Раскол между Россией и Польшей по вопросу Второй мировой войны также отравляет отношения между Москвой и другими частями Центральной Европы, ранее находившимися под советским контролем. Высокопоставленные российские политики призывают к бойкоту Эстонии из-за планов сноса памятника солдатам Красной армии, которые разбили немцев в 1945 году, а в Венгрии набирает силу движение, требующее разрушения мемориала советским воинам в Будапеште.
Диспут между Москвой и ее бывшими государствами-сателлитами, все из которых сейчас являются членами НАТО и ЕС, проливает свет на то, как историю пытаются использовать в политических целях.
"Россияне до сих пор считают себя сверхдержавой. Это эгоизм, - говорит Ференц Хаммер, венгерский политолог. - Однако в Венгрии нет консенсуса по вопросу о том, чем был 1945 год - освобождением или началом советской оккупации".
На прошлой неделе российская газета "Комсомольская правда" обвинила поляков в том, что они используют Освенцим для "шантажа" России и для того, чтобы нажиться на "трагедии миллионов".
Польские эксперты заявили, что у россиян было три года, чтобы разрешить диспут, однако они не смогли представить такую версию истории Освенцима, которая удовлетворила бы международную комиссию историков и бывших заключенных лагеря под Краковом на польской территории, тогда оккупированной нацистами.
Раскол связан с периодом начала Второй мировой войны, когда нацистская и советская диктатуры поделили между собой Центральную Европу. В сентябре 1939 года по условиям так называемого пакта Молотова-Риббентропа Гитлер вторгся в Польшу, а Сталин аннексировал большие участки Восточной Польши, Западной Украины, Румынии и Прибалтики.
Россияне отказываются признавать такую версию истории в своей выставке в Освенциме, называя 1 млн евреев с аннексированных территорий, погибших в Холокосте, советскими гражданами. "Это очень болезненный вопрос, - отмечает Евгениуш Смоляр, польский аналитик. - Для поляков это то же самое, что признать нацистско-советский пакт".
Владислав Бартошевский, бывший министр иностранных дел Польши и участник Сопротивления, который не миновал Освенцима, писал: "Они, если хотят, могут осквернять собственные могилы. Но мы, поляки, не допустим такого отношения к себе... и не позволим объявлять погибших там евреев и поляков советскими гражданами".
Этот раскол вскрывает фундаментально противоположное восприятие Второй мировой войны в Восточной Европе - Россия настаивает на том, что поляки, прибалты, венгры и другие народы должны быть благодарны Красной армии за поражение немцев во всем регионе, в то время как жители Центральной Европы преимущественно считают приход русских в 1945 году началом четырех десятилетий коммунистической диктатуры.
Для эстонцев бронзовая фигура солдата Красной армии в центре Таллина является символом принудительного включения в Советский Союз.
Парламент и правительство Эстонии приняли решение снести памятник и эксгумировать останки 13 солдат Красной армии в центре города, перенеся их на кладбище на окраине Таллина.
В последние 18 месяцев Россия использовала нефтяные и газовые поставки, потребительские бойкоты, воздушно-транспортные связи и санкции в области экспорта мяса в попытке оказывать давление на Украину, Грузию, Польшу и балтийские страны.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях