Les Echos | 10 апреля 2008 г.
День, когда Америку остановили в Киеве
Жак Юбер-Родье
Почти через двадцать лет после падения Берлинской стены НАТО, Организация Североатлантического договора, самый яркий символ холодной войны, на саммите, проходившем на прошлой неделе в Бухаресте, сумела в последний момент сплотить свои ряды против России. Но достигнутые компромиссы не смогли полностью скрыть разногласия внутри альянса между, с одной стороны, Америкой, которую в большинстве своем поддерживают бывшие страны советского блока, сегодня ставшие членами организации и видящие в ней средство распространения демократии до границ России, и, с другой стороны, такими европейскими странами, как Франция, Германия, Нидерланды, Испания, склонными к большей осторожности в продвижении военной организации на Восток. "С точки зрения Вашингтона, машиной для распространения демократии является Североатлантический альянс. С точки зрения Парижа - Европейский союз", - отметил один дипломат.
Президент Путин поставил вопрос в другой форме: "НАТО - это не автоматический "демократизатор". Кремлевский лидер, до 7 мая являющийся президентом, провел в географическом плане "красную линию" для дальнейшего расширения Североатлантического альянса на восток: речь идет о вступлении Украины, а также Грузии в НАТО. Перед состоявшейся в субботу и воскресенье в Сочи прощальной личной встречей один на один с американским президентом Джорджем Бушем Владимир Путин заявил, что возникновение военного блока у российских границ представляет "прямую угрозу" безопасности страны.
С момента распада СССР и последовавшего за ним исчезновения Варшавского договора, связывавшего Советский Союз с его сателлитами в Восточной Европе, возникшая 49 лет назад Организация Североатлантического договора только и делала, что продвигалась на восток, включив в свой состав десять стран бывшего советского блока и превратившись в альянс 26 стран. В Бухаресте НАТО пригласило еще две страны, Хорватию и Албанию, начать переговоры о вступлении. Только спор с Грецией относительно названия Македонии помешал бывшей югославской республике заручиться аналогичным обещанием. Также НАТО сделало еще один шаг к сближению Сербии, Боснии и Герцеговины и Черногории с евро-атлантическим сообществом с целью создания "единой, свободной и мирной Европы".
Россия в конце концов смирилась с этими расширениями, состоявшимися и грядущими, не провоцируя излишней напряженности. Но Украина и Грузия - совсем иная проблема. Проект их вступления, поддержанный президентом Бушем и бывшими странами советского блока, был озвучен в тот самый момент, когда Россия решила вернуть себе причитающееся ей место великой державы в своем "ближнем зарубежье" в противовес Америке, ослабленной военными неудачами в Ираке и Афганистане. Позиция Владимира Путина, мастера искусства политического пиара, является, прежде всего, тактической и адресована русскоговорящему населению этих двух стран.
Все опросы общественного мнения на Украине показывают, что в случае референдума подавляющее большинство, не менее 60% жителей, скажет НАТО "нет". Этот показатель будет еще выше в русскоговорящих регионах страны. Вопрос о Севастополе, где расположена база Черноморского флота, тоже до сих пор не урегулирован. "Наш флот будет базироваться в Севастополе до 2017 года. Как можно принимать (в НАТО) страну, на территории которой расположена российская военная база?" - сказал агентству РИА "Новости" директор московского Института политического и военного анализа Александр Шаравин.
В Грузии население в большинстве своем поддерживает идею вступления в НАТО, но при этом страна рискует понести территориальные потери. Потому что две самопровозглашенные независимые республики Абхазия и Южная Осетия, где более 80% населения - русскоговорящие, в НАТО не войдут. С такой потерей смириться будет непросто, тогда как признание независимости Косово Соединенными Штатами и многими европейскими странами дало Москве дополнительный повод угрожать признанием этих двух республик.
Парадокс в том, что не угрозы Москвы заставили 26 членов альянса на саммите в Бухаресте отклонить просьбу Джорджа Буша о предоставлении Киеву и Тбилиси желаемого статуса, который на жаргоне организации называется "план действий по вступлению" (MAP). Гораздо большую роль тут сыграла внутренняя нестабильность в этих двух странах. "Никто не имеет права налагать вето на решение двадцати шести членов альянса, но Украина и Грузия еще не готовы для НАТО", - неоднократно заявляли европейские страны.
В Бухаресте члены альянса нашли компромисс, пообещав однажды принять эти страны в НАТО, но не присоединив их к МАР прямо сейчас. Достаточно ли этого для преодоления разногласий, возникших в НАТО в связи с этим расширением? Разумеется, нет. Несмотря на это, в Бухаресте все выразили свое удовлетворение, Америка не одержала верх в вопросе расширения над группой членов альянса, возглавляемых Францией и Германией.
Означает ли это, что НАТО еще никогда не было столь европейским, при том что 21 страна альянса из 26 одновременно является членом ЕС? В количественном отношении это так. Но Евросоюзу еще только предстоит выработать настоящую европейскую политику безопасности и совместной обороны. Президент Николя Саркози назвал "историческим поворотом" тот факт, что президент Буш в Бухаресте признал необходимость европейской оборонительной политики, дополняющей натовскую. Но пройдет еще много времени, прежде чем появится настоящая Европа от Атлантики до Урала, включающая в себя Украину и Грузию.
Лично приняв участие в заседании Совета Россия-НАТО, прошедшем в пятницу в Бухаресте, Владимир Путин ясно продемонстрировал, что хотя разногласия относительно расширения НАТО остаются, альянс - не враг России, а партнер, с которым можно вести дискуссии. В Сочи президент Путин даже сказал, что американцы поняли озабоченность России в связи с установкой элементов американского щита ПРО в Польше и Чехии, одновременно подтвердив свое отрицательное отношение к этому проекту. Холодная война осталась в прошлом. Пусть даже президента Буша, по выражению одного из его европейских коллег, остановили в Киеве.
Также по теме:
НАТО: день, когда Россия выйдет из себя (Les Echos)
"Паранойя" России нашла понимание (Обзор прессы)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях