Статьи по дате

La Repubblica | 10 апреля 2008 г.

"Я не еду на открытие Игр". Браун открывает антипекинский фронт

Эммануэле Аудизио

В Сан-Франциско тщательно охраняют факел с олимпийским огнем. Маршрут движения факелоносцев сокращен

Как преступник, которого толпа хочет линчевать. Как символ зла, угнетения, красная карточка. Тибет и Дарфур, но не только. Это может быть его последнее путешествие. Это его похороны в качестве олимпийского символа. Придуманный нацистами в 1936 году, погашенный акциями протеста против нарушения прав человека в 2008 году, теми, кто больше не хочет видеть массовые убийства в телевизионном эфире, активистами общественного мнения. Спустя 40 лет после протестов 1968 года, которые родились здесь, он вновь был зажжен в Калифорнии - единственном месте в Америке, куда был доставлен олимпийский огонь. Но в этот раз акции протеста направлены не против войны во Вьетнаме, а против неофициальной войны в Тибете. Эффектно выступил Ричард Гир: закутанный в шарф, одетый в пальто, он стоял на холодном тихоокеанском ветру и повторял, как ученик в школе, слоган, который скандировал рыдающий буддистский монах: "China lies, Tibet dies" - "Китай врет, Тибет умирает". Гир, большой друг Далай-ламы, сказал: "Китай обманывает надежды мира". Произвело впечатление и появление южноафриканского архиепископа Десмонда Туту, лауреата Нобелевской премии мира: он танцует - быть может, от холода - и в своей лиловой тунике похож на одного из Blues Brother.

В Сан-Франциско приехали тысячи людей: они устраивают шествия с плакатами и флажками, сидячие забастовки. На улицах можно увидеть автобусы с улыбающимися китайцами, разгневанных манифестантов, тибетских монахов, голливудских звезд, барабаны, концерты, защитников животных, представителей гуманитарных организаций, фалуньгунцев, представителей духовных движений, нудистов, угрожающих устроить шествие обнаженными на основании того, что в Олимпии так и поступали. Каждый со своим правым делом, но без призывов к насилию. На мосту Золотые ворота - 700 полицейских. Желавших уйти в отпуск удержали на службе. Агент Шоун Кейз уточняет: "Маршрут движения огня был сокращен, он составляет всего 6 миль, так нам легче контролировать. У нас есть запасной план, другой маршрут, мы запретили тем, кто бежит, иметь при себе мобильные телефоны, чтобы избежать перехвата наших переговоров. Даже они не знают, по какому маршруту побегут".

Самая критичная точка - 39-й причал. Именно там будет приведен в действие план, разработанный на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств. Мэр, Гэвин Ньюсом который пытается быть вежливым со всеми, подтверждает, что маршрут может быть изменен в любой момент. Чудесно. 80 факелоносцев, нет, 76, потому что 14-летняя китаянка испугалась и отказалась бежать, ее примеру последовали еще три: им показалось, протестующие готовы разорвать их на части. Говорит испуганная женщина-инвалид: "Это несправедливо, если они разделаются со мной, сидящей в инвалидной коляске. Но их дело правое".

Изменено движение автотранспорта, улицы перекрыты, зона порта заблокирована. Здесь все, от дорожной полиции до ФБР. California Highway Patrol - мы видим их в телефильмах, бригада мотоциклистов на Harley Davidson, береговая охрана, готовая предотвратить любые вторжения со стороны океана; объявлен запрет на полеты частных самолетов, работают служебные собаки, фасады общественных зданий - под контролем. Установлено 20 км ограждений, запрещено пешеходное движение по мосту, введена проверка рюкзаков велосипедистов.

Проверки ужесточились после того, как трое манифестантов, которые вскарабкались на мост Золотые ворота, чтобы закрепить плакат с протибетской надписью, признались, что принесли его в корзинке для новорожденных. Марк Сазерлен, 30 лет, и Дуэйн Мартинес, 27 лет, были освобождены после того, как провели ночь в тюрьме. Они предстанут перед судом. "Мы целый год готовились к этой акции, и мы готовы повторить ее". Была освобождена и девушка, Хана Стрендж, 29 лет, из Окленда, с рыжей прядью в волосах, она поднялась на мост вместе с ними. Четверо других, помогавших им снизу, отпущены без всяких дополнительных санкций. И теперь они расхаживают по улицам с тем же ироничным взглядом, как у Че Гевары, и в майках с надписью Tibet team. Они - герои протеста, они ребята с моста, они готовы рассказать другим ребятам, как это делается. Рекомендации по поводу того, как бороться против факела, видеокадры о движении огня постоянно обновляются в интернете. Веб-камеры, передавая изображение, подливают масла в огонь протеста. Олимпийский огонь разжег гнев и сжигает города будущего и прошлого: Афины, Лондон, Париж.

Embarcadero Plaza переполнена людьми. Здесь находятся сторонники и противники эстафеты огня. Крики, звуки труб, красные знамена и идеограммы. Китайская община Сан-Франциско - самая большая в Америке, и она не позволит украсть у нее этот момент славы. "Мы ждали эти Игры так долго, почему теперь их хотят запретить? Пусть они протестуют в ООН, а не здесь". И появляются драконы и фонарики. Но это также город, который в 1979 году принимал первый визит Далай-ламы в Америку, во времена, когда сенатор-демократ Диана Фейнштейн была мэром.

Сестра Патриша Рейберн из францисканского монастыря Редвуд-сити говорит, что она готова бежать, но и готова молиться: "Потому что права человека должны соблюдаться, я несу факел, но я испытываю противоречивые чувства". Дин Карназес, 44 года, грек по происхождению, он входит в число 40 избранных граждан Сан-Франциско, он слишком долго ждал этого момента, чтобы отказаться от своей роли факелоносца. "Я занимаюсь марафонским бегом, если на меня нападут, я готов убежать. Факел имеет мировое значение, я не позволю, чтобы у меня его выхватили из рук".

Таким образом, олимпийский огонь превратился в трофей. В сложившихся условиях, когда полиция в каждой стране переведена на осадное положение, стоит ли продолжать запланированное путешествие по 21 городу? Этим вопросом задается МОК, поскольку инвесторы, вложившие полтора миллиарда долларов, далеко не в восторге, принимая во внимание, что акции протеста запланированы повсеместно. Никто не ожидал, что накал протеста будет усиливаться по мере продвижения от города к городу. ВВС объявила, что премьер Гордон Браун не поедет на церемонию открытия Игр. "All across the nation such a strange vibration.There´s a whole generation with a new explanation" ("Вся нация охвачена странной вибрацией. Есть целое поколение с новым объяснением"), - пел в 1968 году Скотт Маккензи. У нового поколения есть свое объяснение. Но есть и огонь, который ничего не объясняет и больше не убеждает.

Также по теме:

"Таинственные гастроли" олимпийского огня переросли в фарс (Обзор прессы)

Источник: La Repubblica


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru