Le Monde | 10 августа 2005 г.
Билл Клинтон: "Мы не можем отгородиться от мира стенами"
Эрик Лезер
- Вы создали Clinton Global Initiative ("Глобальную инициативу Клинтона"), первый форум которой состоится 15-17 сентября в Нью-Йорке. В чем ваша цель?
- Мы воспользовались открытием Генеральной Ассамблеи ООН, чтобы на два дня собрать вместе мировых лидеров и глав ведущих компаний. Мы хотим претворить в жизнь конкретные решения самых животрепещущих проблем планеты. Мы наметили четыре таких решения: использование религии для решения, а не создания конфликтов; разработка новой экономической стратегии и новых технологий для борьбы с потеплением климата; уменьшение бедности; улучшение методов правления в развивающихся странах.
Речь не идет о дублировании всемирного экономического форума вроде Давосского или "Большой восьмерки". Это будет нечто более легкое и эффективное. Цель состоит в том, чтобы каждый из участников вернулся со встречи, взяв на себя конкретное обязательство в каждой из намеченных областей, а потом отчитался за его выполнение. Мы будем следить за тем, как выполняются обещания. За десять лет мы можем обрести значительный вес.
- Вы хотите спасти мир?
- Я - оптимист по натуре и в силу обстоятельств. Перед нами стоят нелегкие проблемы, но мы знаем, как их решать. Это не выходит за рамки наших человеческих возможностей. Единственная проблема - это быстро претворить решения в жизнь. Политики тянут время, и это досадно. Поэтому инициативу должно взять на себя гражданское общество.
Я знаю, что многие люди хотят что-то сделать. Мы даем им такую возможность. Мы живем во взаимозависимом мире. Мы не можем убежать друг от друга. Мы должны построить такое мировое сообщество, в котором все делили бы между собой ответственность, ценности и выгоды. Даже наши враги могут соглашаться с нами, чтобы решать наиболее серьезные проблемы.
- У вас есть конкретные примеры таких решений?
- Да. Взять, например, потепление климата. Это исключительно серьезная проблема. Она угрожает уничтожением цивилизации. В значительной мере решение ее зависит от компаний и частного сектора. Нужно показать им потенциал роста, развития, технологического прогресса и выгодность чистых видов энергии. Предприятия старой энергетики очень сплочены, богаты и политически влиятельны. Предприятия новой энергетики разрозненны, бедны и не имеют реального политического веса. Нужно изменить это соотношение сил. Правительства не могут справиться со всеми трудностями.
Другой пример: с крайней бедностью можно справиться, это чрезвычайно важно. Здесь все могут сыграть свою роль - главы государств, предприятия, ассоциации и частные жертвователи. Если богатые страны согласятся отдавать от 0,5 до 1% своего ВВП бедным странам и будут убеждены, что деспоты не разворуют помощь, бедность может исчезнуть за одно - два десятилетия.
- Вы хотите решить и проблемы терроризма, хотя и скрываете это слово за словами "религия" и "конфликт".
- Я делаю это сознательно. Чтобы бороться с фундаментализмом, нужно развенчать того, кто говорит: "Я выполняю волю Бога". Есть две возможности. Показать, что политика не имеет никакого отношения к Богу, что она - удел людей, что она несовершенна, способна к совершенствованию. Во многих обществах это трудно сделать. Есть и другая, более эффективная стратегия. Она состоит в том, чтобы подорвать легитимность идеологии, которая пытается опираться на религию, чтобы создавать и поддерживать конфликты. Религия должна стать средством разрешения конфликтов.
- За прошедшие годы имидж США существенно поблек, особенно в мусульманском мире. Это питает терроризм и опасность столкновения цивилизаций. Вы думаете, и эту проблему можно решить?
- Кое-что сделать можно. Вот вам пример. В прошлом году мы вместе с бывшим президентом Джорджем Бушем совершили поездку по США, чтобы собрать деньги на оказание помощи жертвам цунами в Азии. Потом мы съездили в пострадавшие районы и представили отчет президенту. Я показал ему результаты опроса. До цунами в Индонезии, самой густонаселенной мусульманской стране, лишь 36% населения выражали благожелательное отношение к США. После цунами их стало 60%.
Когда мы демонстрируем, что умеем быть бескорыстными, что мы хотим строить мир вместе с другими, понимая их проблемы, помогая им в наших собственных интересах и имеем общие с ними цели, это может лишь улучшить наш имидж. Именно поэтому я выдвинул свою инициативу.
Это необходимо и с точки зрения безопасности. Мы не можем отгородиться от мира стенами. Мы не можем уничтожить всех наших врагов. Нам нужна стратегия, которая создает больше партнеров и меньше террористов. Судьба американцев тесно связана с судьбой других народов.
- Не слишком ли это амбициозно - даже для Билла Клинтона?
- Амбиций и оптимизма никогда не бывает слишком много. Не нужно пасовать перед трудностями. Это послание обращено и к вам, французам и европейцам. Я люблю Францию, люблю Европу. Отказ от принятия Конституции меня огорчил. Но это всего лишь препятствие на пути. Вам уже трудно представить себе, как это трудно - построить то, чего никогда не существовало прежде. Трудно преодолеть рефлексы национальной идентичности. Но вам удастся это сделать. Мир нуждается в Европе и в демонстрации того, что интеллект, ум и добрая воля сильнее рока истории.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях