The Washington Post | 10 декабря 2001 г.
Место России определено
Редакция
До сих пор неясно, как далеко готов пойти президент России Владимир Путин в обещанной переориентации в сторону Запада. Его правительство тесно сотрудничало с НАТО в Афганистане - однако свержение режима талибов было давней целью самой России. Путин часто демонстрировал свое желание сделать Россию близким партнером США и их европейских союзников; однако он до сих пор проводит внутреннюю и внешнюю политику, несовместимую с достижением этой цели - от подавления независимых СМИ до запугивания соседей. По крайней мере, в одном вопросе, по которому между США и Россией наблюдались разногласия до событий 11 сентября - иракский режим Саддама Хусейна - Москва своей позиции не изменила.
И все же возможность вовлечения России в по-настоящему конструктивное сотрудничество столь важна, что она должна быть испробована - и администрация Буша с НАТО предпринимают энергичные шаги в данном направлении. На заседании министров иностранных дел, состоявшемся на прошлой неделе в Брюсселе, альянс согласился создать новый совет с участием России, который предоставил бы Москве возможность участвовать в принятии некоторых решений НАТО. Задача состоит в том, чтобы запустить этот механизм всего лишь через 6 месяцев - до начала саммита, на котором альянс должен принять в свои ряды новых членов из Центральной и Восточной Европы. Эта поспешная инициатива призвана отреагировать на частые сетования Путина, что у России нет официальной возможности взаимодействовать с Западом в качестве его партнера. Однако если новый совет заполнит этот пробел, то таким образом удастся одновременно достичь двух целей: удовлетворить требование Путина о более активной роли Москвы и сохранить НАТО как эффективную оборонительную структуру, в которой посторонние не имеют права вето.
По словам некоторых критиков, НАТО следовало бы сохранить свою оборонную направленность и перенести консультации с Россией по стратегическим вопросам на другой форум. Однако НАТО остается основной структурой Запада в области обеспечения безопасности, а следовательно, единственной организацией, в рамках которой могут проводиться серьезные консультации с Россией. Более того, один Совет Россия-НАТО уже существует: он был создан во время первой волны расширения НАТО. Этот совет был создан специально для президента Бориса Ельцина, который, по мнению многих россиян, шел на поводу у Запада. Путин настаивает, что данный совет - беззубый, и что он должен быть заменен органом, который предоставил бы России определенную роль в формировании, а не просто обсуждении, политики НАТО.
После недавнего саммита Буш-Путин некоторые американские и британские официальные лица вначале, видимо, бросились угождать Путину. Они заговорили о некоторых важных областях политики, включая борьбу с терроризмом и нераспространение оружия массового поражения, где Россия могла бы иметь равноправный голос с 19 членами НАТО. Но на прошлой неделе в Брюсселе американские официальные лица поступили правильно, не оправдав эти надежды. Теперь они говорят о более контролируемом процессе, в котором Совет НАТО будет в каждом отдельном случае решать вопрос о включении России в процесс принятия решений по тому, или иному вопросу. Кроме того, он сохранит за собой право предпринимать те шаги, которые сочтет нужным, в любых областях. Такая - более ограниченная - формулировка может разочаровать Путина. Однако, несмотря на то, что лично президент Буш доверяет российскому лидеру, администрация и НАТО должны принять необходимые меры предосторожности в отношениях с Россией. Хотя Путин уверенно ведет свою страну, слишком рано делать вывод о том, что он действительно ведет ее в том же самом направлении, что и западные демократии.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях