Статьи по дате

Financial Times | 10 декабря 2004 г.

Большой транжира. Что произошло с 20 млрд долларов иракских средств?

Стивен Фидлер и Деметрий Севастопуло

Примерно за месяц до окончания правления Коалиционной временной администрации в оккупированном Ираке малоизвестная комиссия, которая утверждает расходы администрации, в предпоследний раз собралась в одном из багдадских дворцов Саддама Хусейна.

За несколько часов до заседания Совета по контролю за программами были одобрены расходы в размере 2 млрд долларов, что один из американских чиновников назвал "последним загулом" администрации перед передачей власти временному правительству Ирака.

Это не деньги американских налогоплательщиков. Они поступают из иракских фондов: в виде выручки от продажи иракской нефти, с правительственных счетов, замороженных со времени войны в Персидском заливе 1991 года, средств, оставшихся от программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие", в рамках которой осуществлялись продажи иракской нефти до американского вторжения.

Из тех же иракских фондов Временная администрация (ВА) в последние два месяца своего существования выделила почти 1,8 млрд долларов наличными курдскому региональному правительству, сверх обычного финансирования региона. Курды отказались предоставить аудиторам ООН доступ к своей документации, но заявили, что ничего не потратили. Пресс-секретарь регионального правительства заявил, что платеж был частью 4,5 млрд долларов, которые ООН задолжала региону в период действия программы "Нефть в обмен на продовольствие". Однако курды ведут закулисные переговоры с несколькими международными банками о переводе части средств в Швейцарию.

Никто никого не обвиняет в неправомерных действиях. Но отсутствие прозрачности вызывает вопросы о платеже курдам и десятках других платежей на миллиарды долларов, заработанные на иракской нефти в период правления ВА. Всего ВА потратила или разрешила потратить почти 20 млрд долларов иракских средств, сумму, превышающую ВВП Ирака. Есть основания полагать, что деньги тратились бессистемно, а оккупационные власти то и дело нарушали процедуры ВА.

На будущей неделе аудиторы ООН должны вынести свой вердикт о том, как тратились иракские деньги. Генеральный директор ВА также закачивает работу над докладом, который, как ожидается, будет содержать резкую критику того, как обращались с иракскими фондами.

Аудиторы пришли к выводу, что отсутствие контроля могло привести к мошенничеству, потерям или кражам. Сотни миллионов долларов могли быть растрачены. Главный ревизор ВА ведет расследование 27 случаев коррупции среди чиновников ВА.

В восстановлении Ирака у ВА было два основных источника средств. Первый - 18,4 млрд долларов, выделенных американским конгрессом. Второй - Фонд развития Ирака (ФРИ), счет, созданный по резолюции ООН 1483, на котором концентрируются миллиарды долларов иракских активов. В распоряжении американцев были также миллионы долларов в виде наличности, ковров, драгоценностей, захваченных американскими солдатами в помещениях, принадлежавших баасистам.

К моменту своего роспуска 28 июня ВА потратила практически все деньги из фонда развития. При этом было потрачено всего 366 млн долларов из американских средств на восстановление и выделено около 5 млрд на проекты.

Такое неравенство отчасти объясняется тем, что американские деньги трудно потратить. Правила, созданные для обеспечения того, чтобы деньги расходовались адекватно, замедляли подписание контрактов.

Деньги из фонда развития были всегда наготове и контролировались из Багдада. Те, кто должен был удовлетворять самые насущные потребности Ирака, не имел иного выбора и расходовал деньги с иракского счета.

Чтобы справиться с потоком требований о финансировании с иракского счета ВА создала Совет по контролю за программами, который должен был обеспечить прозрачность расходов и их осуществление в интересах иракского народа, как заявлено в резолюциях ООН.

Но в первые дни оккупации совету часто не удавалось соблюдать собственные правила. На совещания не удавалось собвать восемь членов, необходимых для утверждения проекта, но проекты все равно утверждались. В других случаях проекты утверждали не на официальных заседаниях, и они не нашли отражения в протоколах. Предполагалось участие в заседаниях иракского представителя, но он участвовал лишь в двух из 43, проведенных в 2003 году.

Систематического наблюдения за проектами, финансируемыми за счет иракских средств, не было. Первоначально члены совета утверждали сравнительно мелкие проекты, связанные с повседневными нуждами: починка генераторов, восстановление нефтепроводов, оснащение и подготовка иракской полиции. Но другие проекты были менее актуальными - например, 3,5 тыс. долларов было выделено на проведение театрального фестиваля в Багдаде.

Вскоре после американского вторжения было создано несколько аудиторских структур для надзора за расходованием иракских средств. Но миллиарды долларов были потрачены еще до их создания.

Резолюцией ООН 1483 была создана Международная комиссия по мониторингу, куда входят представители Международного валютного фонда, Всемирного банка, ООН и Арабского фонда развития. Но из-за разногласий с США комиссия начала работать только через год.

ВА назначила главным ревизором Стюарта Боуэна. Но он прибыл в Ирак только в феврале 2004 года, через девять месяцев после того, как ВА начала тратить иракские деньги.

Сейчас обе аудиторские структуры подготовили по несколько отчетов, и начинает вырисовываться картина того, как неопытная и перегруженная ВА пыталась проследить за расходованием миллиардов долларов.

Хотя никто из аудиторов не пришел к выводу, что деньги пропали, ими было обнаружено множество отклонений от правил, которые расследуются.

"Есть случаи, когда ВА подозревает, что один из ее сотрудников присвоил деньги и ведет собственное расследование", - заявил источник в комиссии ООН.

В момент, когда ведутся расследования коррупции в программе ООН "Нефть в обмен на продовольствие", комиссия не хочет обсуждать с США вопросы, касающиеся расходования иракских денег. Но в докладах аудиторов упоминаются инциденты, вызывающие вопросы по поводу поведения назначенцев Белого дома в Ираке.

Многие касаются использования иракских средств министерством здравоохранения, которое в то время возглавлял Джеймс Хейвеман, назначенный президентом Джорджем Бушем. Из доклада аудиторов явствует, что он лично контролировал сотни миллионов долларов, своей властью раздавая контракты в обход правил, и не смог представить соответствующую документацию. Аудиторы также обнаружили чеки, выписанные на имя Хейвемана, а не подрядчиков.

В документах, касающихся сделок между министерством и фондом развития, не учтено 610 тыс. долларов. В трех случаях контракты были даны без тендера. Министерство отказалось объяснить пробелы в отчетности и предоставить аудиторам документацию тендеров.

Аудиторы отмечают, что Хейвеман и другие чиновники ВА могли "срезать углы" и пренебрегать правилами ради того, чтобы быстро достигать результатов.

Боуэн еще более критически высказывается о том, как обращались с иракскими деньгами. В Ираке не было функционирующей банковской системы, и осуществление местных платежей означало движение конвоев с деньгами по всей стране. Сотни миллионов долларов наличными хранились в сейфе в одном из багдадских дворцов. Но следователи при ревизоре были поражены, увидев, что сотрудник ВА оставил открытый сейф без присмотра. Когда сейф заперли, ключ положили просто в рюкзак.

ВА не составила описи ценностей, захваченных американскими солдатами, и ревизор не мог "убедиться в том, что неденежные активы доступны для использования в интересах иракского народа". Боуэн установил, что в ВА не существовало разработанных инструкций и процедур мониторинга и оценки контрактов.

Те, на кого была возложена трудная и опасная задача надзора за восстановлением Ирака, не считают нужным извиняться за то, как они тратили деньги от иракских нефтяных прибылей. Они считают, что все бухгалтерские недочеты следует рассматривать в контексте масштабов и насущности задачи, с которой они столкнулись.

Источник: Financial Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru