El Pais | 10 декабря 2007 г.
Россия оправляется от унижения
Андрес Ортега
Унижение соперника, в конце концов, порождает ответную реакцию, оборачивающуюся против того, кто его унизил. Союзники совершили эту ошибку с Германией после Первой мировой войны. С 1947 года Израиль унижал палестинцев, язычников (paganos) по происхождению (по определению Испанской королевской академии, "язычники (paganos) - те, кто платит (pagar - "платить"), обычно своими мучениями, по чужим счетам и за чужую вину"). Тот, кто не понимает, почему русские чувствуют себя униженными, не поймет причин популярности Владимира Путина, который просто пытается вытащить Россию из этой духовно-политической ситуации. Я говорю о понимании, а не об оправдании.
Наверное, мы уже привыкли к покорной России. Но теперь все будет по-другому. В 1991 году с крахом СССР и советской системы русские лишились своей империи. Им достался самый жирный кусок - Российская Федерация - и некоторые нерешенные проблемы, в частности, вопрос об Украине. Неужели русские откажутся от Севастополя и Крыма? Нерешенных вопросов много.
России Бориса Ельцина (который без колебаний развалил Советский Союз, чтобы остаться во главе Российской Федерации) ничего не оставалось, как склонить голову перед победившим Западом, который, хоть и принял Россию в "большую восьмерку", делал все возможное, чтобы разрушить эту империю и поставить ее на колени. Одновременно происходило скандальное обогащение олигархов - как новых, так и многих старых деятелей советского режима, - взявших в свои руки богатства страны. Сам Путин обогащался в Санкт-Петербурге. Но не следует удивляться тому, что, оказавшись у власти, он захотел вернуть государству контроль над главным национальным богатством - газом и нефтью.
В России не было антикоммунистической революции. Когда система рухнула, единственным оставшимся стержнем, скреплявшим страну, был КГБ (ныне ФСБ), который получил власть, хотя он не является единым блоком. Приход Путина, одного из многих серых полковников бывшего КГБ, означал собой "рукоположение" ордена с собственной культурой - культурой советских спецслужб, - которая вызывает отвращение. Но он понял, что для русских важнее порядок, своевременная выплата зарплат и восстановление национальной гордости, чем чистая демократия.
На выборах в Госдуму было много нарушений, но они не помешают популярности Путина. Его помощники - баррель нефти по цене 100 долларов и газ, без которых не может обойтись Европа и без которых Россия могла бы вновь превратиться в фашистскую систему (по-настоящему фашистскую, а не в поверхностном значении этого слова).
В недавней статье Михаил Горбачев, подорвавший систему, желая реформировать ее, называет Путина "ответственным лидером". "После хаоса девяностых было жизненно необходимо укрепить полномочия государства, не допустить его распада, - отмечает Горбачев. - В подобной ситуации любой ответственный лидер должен был предпринять определенные шаги авторитарного характера, хотя некоторых из них, на мой взгляд, можно было избежать".
Мы не движемся к холодной войне. Отсутствует идеологическая конфронтация, однако посткоммунистическая Россия может оказаться более сложным партнером, чем советская, она обладает опасной силой безыдейности, основанной на аномии. Россия уже не СССР, так как часть территории утрачена. Но это все еще великая военная держава, обновляющая свои арсеналы, однако ее население сокращается на 0,6% в год, со 148 млн в 1992 году до 141 млн в настоящее время и 134 млн в 2020 году, при этом растущий средний класс насчитывает всего 10 млн человек. Средняя продолжительность жизни в 2010 году будет меньше, чем в 1990-м, а по числу абортов Россия - на одном из первых мест. За исключением газа и нефти, черной икры и каких-то матрешек, за пределами страны трудно найти товары российского производства.
Нам придется иметь дело с заново утверждающейся Россией, и это будет непросто. Немыслимо, но Россия была единственной страной, которой ДОВСЕ запрещал перевозить оружие с места на место на собственной территории. Следует с интересом изучить предложение Путина о переговорах для принятия нового соглашения. Потому что сейчас разрушается прежняя конструкция безопасности, заменить которую нечем.
Пожалуй, сейчас главный вопрос для ЕС - что делать с Россией? И хотя русские не слишком лестного мнения о Евросоюзе, необходимо достичь понимания и принять Россию в еще не построенный новый общий дом.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях