Статьи по дате

Der Spiegel | 10 декабря 2007 г.

Признаки истерии

Уве Клусманн

После парламентских выборов ужесточилась борьба за путинское наследие. Речь идет о власти и черных кассах, институт президентской власти в России уже ослаблен

Победители на выборах выглядят иначе. Серьезное выражение лица, с которым президент России Владимир Путин посетил научно-производственное объединение, расположенное на окраине Москвы, было бы более уместным на похоронах. Разве президент, возглавив избирательный список на выборах в Госдуму от "Единой России", не набрал накануне 64,3% голосов, тем самым обеспечив себе и своей свите две трети мест в новом парламенте?

Как будто подавляя разочарование, выглядевший напряженным шеф Кремля называет результаты выборов "безусловным успехом" и "хорошей победой". И добавляет, что выборы свидетельствуют о возросшей "легитимности российского парламента". Но именно в ней-то и приходится сомневаться. Такого результата путинская партия смогла добиться только благодаря ловким манипуляциям региональных администраций, и тем не менее даже их не хватило на то, чтобы партия набрала желаемые 70%.

Обман на выборах был очевидным. Ставленники Москвы, власти предержащие в кавказской республике Чечне, например, не постеснялись заявить о 99,36% голосов, отданных за "Единую Россию", их соседи в Ингушетии не отставали - объявив о 98,72%. "Это были не свободные, не справедливые и не демократические выборы", - так неожиданно резко прокомментировало федеральное правительство (Германии) устроенное Путиным шоу, а американский журнал Newsweek обратился к своим читателям с советом: "Забудьте о выборах", реальная политика делается в другом месте.

Скорее всего, это действительно так. Вот уже несколько месяцев в Москве идет борьба кланов за власть и миллиарды, за нефть и газ, за черные кассы. И лишь на короткий промежуток времени предвыборная кампания прошедших недель затмила эту позиционную войну.

Ни в одной другой крупной европейской стране политическая и экономическая власть так тесно не связаны друг с другом, как в России. 8 ведущих чиновников президентской администрации и 12 министров стоят во главе наблюдательных советов крупных государственных концернов. Некоторые из них даже подозреваются в том, что имеют доли в компаниях с миллиардной капитализацией через подставных лиц. Всех их сегодня объединяет опасение, связанное не с тем, как будет голосовать новая Дума, а кто придет на смену Путину.

В число самых темных лошадок в окружении президента входит Игорь Сечин, заместитель председателя кремлевской администрации. Председатель наблюдательного совета нефтяного концерна "Роснефть", Сечин, благодаря продаже раздробленного концерна ЮКОС с публичных торгов, снабдил государственную компанию самыми лакомыми частями концерна.

Имя Сечина промелькнула за два дня до выборов в интервью, которое московской газете "Коммерсант" дал проживающий в США бизнесмен Олег Шварцман. Он утверждал, что Сечин шантажирует российские компании, чтобы скупать их затем по цене ниже рыночной. Шварцман опровергает сейчас сделанные им обвинения. Однако Анатолий Чубайс, влиятельный глава российского энергетического монополиста РАО ЕЭС и один из лидеров экономических либералов, считает разоблачения правдоподобными: в этом состоит правда о перегибах системы под названием "суверенная демократия". То есть системы Путина. Сечин опроверг выдвинутые против него обвинения.

Речь о больших деньгах идет и в другой афере, за которой с замиранием сердца следят в Москве. Вот уже три недели заместитель министра финансов Сергей Сторчак сидит в тюрьме в Лефортово. Его обвиняют в незаконном присвоении 43 млн долларов. Министр финансов Алексей Кудрин, доверенное лицо Путина, который настаивает на невиновности Сторчака, даже не мог все это время навестить своего заместителя, страдающего заболеванием сердца.

Кудрин, последний предводитель либералов в правительстве, управляет так называемым Стабфондом, особой кассой, распухшей благодаря доходам от продажи нефти и газа до 98 млрд евро. Уютное месточко в министерстве финансов будит желание фракции, в которую входят сотрудники спецслужб, одним из лидеров которой и является Сечин. Во время ареста заместителя министра финансов был задействован сформированный Путиным "следственный комитет", являющийся неотъемлемой частью ФСБ.

На счету решительных следователей и арест генерала из Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Ее глава, генерал-полковник Виктор Черкесов, знаком с Путиным со времен их совместной работы в КГБ. В октябре этого года он забил тревогу: в своей статье в газете "Коммерсант" Черкесов заявил о "войне спецслужб" и предупредил о коррумпированных коллегах из ФСБ. По его словам, они намерены превратить великую страну в болото, подобное самым ужасным латиноамериканским диктатурам.

Сам Путин утрачивает свой священный статус. Лояльный к Кремлю экономический журнал "Эксперт" заметил за ним растущее "расхождение риторики и реальности". Испытывая отвращение к вездесущей коррупции, средний класс и городская интеллигенция все больше отворачиваются от президента.

Путин отдает себе отчет в том, что имеют место весьма деструктивные процессы, "которыми он просто не может управлять", считает московский политолог Станислав Белковский. Не только он считает безобразную избирательную кампанию с неприкрытым давлением на оппозицию и разделением всего и всех на друзей и врагов признаком неуверенности и истерии. "Мы наблюдаем подрыв путинской системы, которая была создана за последние 8 лет", - считает Лилия Шевцова из центра Карнеги. После президентских выборов 2008 года в России будет слабый парламент и слабый институт президентства - все это необходимо Путину для получения придуманной им самим роли "национального лидера".

И несмотря на это пост главы государства остается, по всей видимости, настолько важным, что кремлевские кланы никак не могут договориться о едином кандидате. Предположительно, в начале следующей недели на партийном съезде "Единой России" будет назначен кандидат в президенты. Ходят слухи, что роль будущего главы партии будет отведена Путину.

Фаворитом на должность президента считается премьер-министр Виктор Зубков (66 лет), которого Путин в сентябре неожиданно поставил во главе правительства; недавно он демонстративно радушно принял своего бывшего сотрудника по питерской администрации в своей подмосковной резиденции. Хотя у Зубкова и нет особой харизмы, он производит впечатление аппаратчика советских времен, но именно эти качества, с точки зрения Путина, делают его "легким в эксплуатации" наместником. Но у него есть влиятельные противники, например, в энергетическом гиганте "Газпром".

На высшую государственную должность претендуют, как и прежде, вице-премьер и бывший министр обороны Сергей Иванов, а также Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга. Разведчик с многолетним стажем, Иванов считается компетентным прежде всего в вопросах политики безопасности и внешней политики, а также врагом Сечина; Матвиенко, напротив, выглядит весьма активной дамой, которая не замешана в недавних интригах столичной элиты.

Более таинственной обстановка в Москве быть не может: через 2,5 месяца Россия будет выбирать следующего президента. Но ни один из потенциальных кремлевских кандидатов публично еще не агитировал за свою программу. Спектакль вокруг думских выборов, которые сами по себе не имеют никакого значения, пишет газета "Ведомости", не сильно преумножил надежды на спокойную смену власти весной.

Источник: Der Spiegel


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru