The New York Times | 10 декабря 2014 г.
Отчет показывает неэффективное ЦРУ, приверженное провалившемуся подходу
Скотт Шейн
Во вторник была опубликована выжимка из доклада комитета по разведке Сената США о применении пыток ЦРУ. На более чем 500 страницах "изображается разрушительная картина агентства, плохо подготовленного к тому, чтобы взять на себя задачу допроса подозреваемых в причастности к "Аль-Каиде", запоровшего работу и приукрасившего результаты", пишет журналист The New York Times Скотт Шейн. Он отмечает, что в отчете мало места уделяется осуждению пыток с моральной или правовой точки зрения. "Главным образом там ставится практический вопрос: удалось ли добиться чего-то значимого за счет пыток? Рассматривая случай за случаем, отчет дает безоговорочно отрицательный ответ".
"Офицеры ЦРУ часто ставили под сомнение эффективность углубленных техник допроса агентства - по их оценкам, используя таковые, не удалось добиться от заключенных сотрудничества и получить достоверную информацию", - цитирует доклад журналист. Однако начальники приказали продолжить использование этих методов и заявили Конгрессу, Белому Дому и журналистам, что они приносят большой успех.
"Помимо этого главного вывода, поражает детальный отчет о плохом управлении ЦРУ", - продолжает автор. Как сторонников применения пыток, так и их противников возглавляли люди c прошлым, которое, по идее, должно было свидетельствовать о их непригодности к выполнению поставленной задачи, пишет Шейн. В противовес утверждениям ЦРУ, в докладе сделан вывод, что не проводилось никакого отбора сотрудников, принимавших участие в допросах. "Команды, занимавшиеся допросами, включали людей, о которых имелась "весомая негативная информация": один из них имел "проблемы с управлением гневом на рабочем месте", другой, "по сообщениям, признался в сексуальном насилии", передает автор данные из доклада.
В начальный период действия программы секретных тюрем ЦРУ, стартовавшей в 2002 году, "младший офицер, впервые получивший задание за границей" и не имевший никакого опыта в области тюрем и допросов, был назначен ответственным за тюрьму ЦРУ в Афганистане, известную как Солт Пит (Salt Pit), хотя ранее другие офицеры ЦРУ предлагали не давать ему доступа к засекреченной информации из-за "недостаточной честности, рассудительности и зрелости", пишет автор, цитируя отчет.
По приказу этого младшего офицера заключенный по имени Гул Рахман был прикован практически обнаженным к стене камеры в Сол Пите. На следующее утро Рахмана обнаружили лежащим на голом бетонном полу: он умер от переохлаждения. Тем не менее, четырьмя месяцами позже младшего офицера рекомендовали к получению премии в размере 2,5 тыс. долларов за его "последовательно превосходную работу", передает автор информацию из доклада.
По словам Шейна, в отчете также говорится, что агентство не знало о всех содержащихся под стражей людях. "В каблограмме от декабря 2003 года в штаб-квартиру ЦРУ из одной страны, где находилась секретная тюрьма, ее начальник писал: "Мы сделали тревожное открытие, что у нас содержится ряд заключенных, о которых нам очень мало известно". Он добавлял, что большинство заключенных месяцами не подвергаются допросу и представляют малую ценность с точки зрения получения информации.
"Лишь немногие подобные проявления беспорядка попали в поле зрения надзорных агентств Конгресса, Белого дома или общественности, поскольку руководство ЦРУ неоднократно заверяло, что программа была профессиональной и успешной", - подытоживает автор.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях