The Washington Post | 10 февраля 2000 г.
Китай и Россия укрепляют военное сотрудничество
Джон Помфрет
Покупка Китаем двух эсминцев российского производства стоимостью 800 млн. долларов (первый из них на этой неделе пройдет через Тайваньский пролив, взяв курс на одну из военно-морских баз Китая), свидетельствует о дальнейшем развитии военного сотрудничества между Москвой и Пекином. Это вызывает обеспокоенность в странах Азии и Западной Европы, - комментирует газета.
По мнению западных экспертов и азиатских дипломатов, в течение прошлого года, и, особенно, с начала войны в Косово, отношения между Москвой и Пекином в области обороны преодолели уровень простых расчетов по военным закупкам, что было их характерной чертой на протяжении нескольких лет, и переросли в нечто более сложное, имеющее перспективу.
В октябре министры обороны России и Китая подписали соглашение о проведении совместных учений и взаимном ознакомлении с содержанием своих военных доктрин. В этом же месяце военные корабли России и Китая приняли участие в первых совместных военно-морских учениях. Правительства двух стран договорились о снятии ограничений на двусторонние военные поставки, достигавшие объема 1 млрд. долларов в год: был достигнут компромисс между желанием Китая оплачивать военные поставки и техническое содействие своими товарами и потребностью России в твердой валюте.
Между тем, официальные лица азиатских стран утверждают, что в китайских исследовательских институтах, занимающихся разработкой лазерных технологий, работают около 2000 российских специалистов. Речь идет о миниатюризации ядерного оружия, о крылатых ракетах, о космическом оружии и атомных подводных лодках. 19 января заместитель премьер-министра Илья Клебанов заявил журналистам о том, что Пекин и Москва близки к подписанию договора о совместном использовании российской стационарной орбитальной системы ГЛОНАСС. В результате подписания этого договора, китайские военные смогут более точно нацеливать свои ракеты. Кроме того, Россия и Китай заявили о намерении сотрудничать в области разработки системы защиты от баллистических ракет, чтобы противостоять усилиям США по созданию системы противоракетной обороны.
Западные эксперты спорят о том, смогут ли Россия и Китай преодолеть исторические противоречия и превратить эти соглашения в длительное сотрудничество. Кроме того, возникает вопрос относительно способности китайской армии перенять российскую технологию и о реальном влиянии российского импорта на усиление китайской военной мощи. Однако дипломаты и ученые сходятся во мнении о том, что российско-китайское сотрудничество получило новый импульс с момента возникновения косовского кризиса и что западные столицы должны уделять более пристальное внимание этому сотрудничеству.
Два года тому назад один высокопоставленный западный дипломат говорил, цитируя российские источники, что Россия продает Китаю устаревшие системы. На прошлой неделе, тот же дипломат выступал с предостережением о том, что "если русские передают им системы, стоящие на вооружении в российской армии, то они совершают преступную глупость".
Дипломат также подчеркнул, что на Москву не оказывается никакого давления с тем, чтобы она прекратила продажу и поставки в Китай военных технологий. Он сказал, что Вашингтон вынудил Израиль отказаться от продажи Китаю радарной системы воздушного базирования, стоимостью 250 млн. долларов, "но Россия не является объектом коллективного давления".
Крепнущее сотрудничество в области обороны между Москвой и Пекином является ответом на то, что они называют растущей американской гегемонией в мире. Эта озабоченность возникла по причине глобального военного и экономического господства США, расширения НАТО на Восток и того, что они называют использованием ООН в качестве инструмента решения международных проблем.
Современнейший эсминец российского производства "Hangzhou" вышел из порта Санкт-Петербург 4 января. На борту корабля находился смешанный экипаж из российских и китайских моряков. Этот самый большой в китайских ВМС военный корабль будет оснащен самыми совершенными противолодочными ракетами Санберн. Второй эсминец подобного класса будет доставлен в Китай позднее. А в октябре Китай получит дополнительное количество ракет Санберн.
Направляясь в Восточное Китайское море, эсминец прошел мимо специальной группировки ВМС США, в состав которой входит атомный авианосец John C. Stennis который стал первым американским военным кораблем, посетившим Гонконг после войны в Косово.
Китай проявляет интерес не только к покупкам военных кораблей. В 1992 году Китай купил первую партию истребителей Су-27. В 1996 году Китай приобрел контракт, стоимостью 2,2-2,5 млрд. долларов на сборку 200 самолетов в самом Китае. По сообщению высокопоставленного дипломата одной из азиатских стран, в прошлом году был подписан договор на поставку от 30 до 60 истребителей Су-30МК. Он также сообщил о готовящейся покупке самолетов самой современной модели Су-37.
По мнению западных аналитиков, приобретение Китаем боевых кораблей, оснащенных ракетами Санберн, является частью долговременной стратегической программы. Частью этой программы является и приобретение 4 дизельных подводных лодок класса Кило. Американская группировка ВМС, дислоцирующаяся в этом регионе, должна, таким образом, дважды подумать, прежде чем принимать решение о защите Тайваня. В будущем месяце на Тайване должны избрать нового президента. Когда в 1996 году на Тайване проходили президентские выборы, Пекин произвел в районе Тайваня пуски ракет, США ответили на это отправкой в район двух авианосных групп.
Однако Пекин развивает военное сотрудничество и с Соединенными Штатами. В прошлом месяце в Вашингтоне с визитом побывал генерал-лейтенант Сионг Гуанкай, руководитель военной разведки и заместитель начальника ГШ ВС Китая. Кроме того, в этом месяце должен состояться визит в Пекин высокопоставленной американской военной делегации, которую возглавит заместитель председателя Комитета Начальников Штабов генерал Джозеф Ролстон.
Однако, несмотря ни на что, Китай значительно отстает от США и других западных стран в ведущих областях военных технологий. По мнению некоторых западных аналитиков, закупки Китаем российского вооружения являются иллюстрацией полного упадка в сфере китайских научных военных разработок.
По словам Джона Франкенштейна, специалиста по китайскому военно-промышленному комплексу, "китайская военная промышленность является наихудшим примером проблемы, стоящей перед государственными промышленными предприятиями Китая".
Китайским ученым не удаются попытки воспользоваться иностранными технологиями. Китаю приходится закупать в различных странах устаревшие образцы вооружений. Так, например, после войны в Персидском заливе Китай закупил у Ирана 4 самолета российского производства, которые раньше принадлежали иракским ВВС, но после того, как началась война, эти самолеты были переправлены в Иран.
В 1994-1995 году были возобновлены переговоры о совместном производстве самолетов Су-27, поскольку китайское министерство авиационной промышленности обнаружило свою неспособность создавать новые современные самолеты. По словам американского эксперта Аллена, это стало последним гвоздем в гроб министерства авиационной промышленности. "С тех пор, каждый современный китайский самолет оснащается российскими системами". Подобная тенденция не слишком хороша для министерства авиации и свидетельствует об отсутствии у Китая самодостаточности в этом вопросе".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях