Die Welt | 10 февраля 2004 г.
Путин делает ставку на власть и силу, не на либерализм
Александер Рар
Сомнений в победе президента на выборах нет
Второй президентский срок Владимира Путина будет отличаться от первого. В начале 2000 года Путин взял на себя руководство Россией, измотанной борьбой за власть и явлениями, сопровождающими распад. Сегодня оздоровлены государственные финансы, экономика демонстрирует высокие показатели роста, ликвидирована зависимость от западных кредитов. Россия превратилась в крупнейшего экспортера нефти, перегнав Саудовскую Аравию, на рынках вооружений вернула себе второе место после США и снова привлекает инвесторов.
Как уверенная в себе Россия использует свою вновь обретенную силу: для более глубоких реформ или же для великодержавных амбиций? Одни наблюдатели считают, что Путин теперь сможет еще эффективнее проводить свою политику модернизации. Другие предполагают, что он хочет строить авторитарный режим.
Если посмотреть на сегодняшнее руководство в Кремле, то там не увидишь известных московских реформаторов первой волны. Страной вместо них правит как раз та команда, которая в начале девяностых годов пришла для проведения преобразований в Санкт-Петербурге.
Она сформировалась в 1991-1996 годах вокруг тогдашнего заместителя мэра города - Путина. Эти люди вместе выросли, после объединения Германии контролировали внешнюю торговлю Санкт-Петербурга, приватизировали государственную собственность рухнувшего Советского Союза на реке Нева и сами стали директорами многочисленных вновь созданных акционерных обществ. Крестным отцом всей этой деятельности были спецслужбы. Покойный мэр Анатолий Собчак благодаря своей репутации либерала придавал местным реформам демократический облик.
Когда в 1996 году Собчака не переизбрали, Путин и его коллеги отправились в Москву и умело внедрились в структуры администрации президента. После того как Путин стал президентом, они совершенно неожиданно вновь появились и вымели из Кремля клан Ельцина вместе с олигархами. На Россию они поставили печать "управляемой демократии".
В девяностые годы Россия с трудом пыталась осуществить сразу три процесса преобразований: от плановой экономики к капитализму, от диктатуры к демократии, а также от империи к нормальному государству. Путин ограничил свою политику лишь процессом рыночного становления.
Близкая к Путину партия "Единая Россия" получила на выборах в Думу в декабре прошлого года две трети всех мандатов. На предстоящих президентских выборах Путин мог бы достичь аналогичного рекордного результата, набрав 90 процентов голосов. Кремль использует в избирательной кампании лозунги, далеко не либеральные.
Будет ли в будущем либеральная рыночная политика проводиться без либералов? Путин в России является олицетворением эффективного политика, наводящего порядок. Только такого рода обещаниями от сейчас может сохранить свою большую популярность в обществе. Согласно опросам, русские ему доверяют больше, чем православной церкви.
Первым шагом Путина в новом году было создание чрезвычайного комитета по борьбе с коррупцией. Во время встречи с российскими промышленниками глава Кремля намекнул, что вслед за Михаилом Ходорковским преследований могут ожидать и другие крупные олигархи эпохи Ельцина. Поэтому дело может дойти до пересмотра приватизации.
В экономической политике для Путина главное одно: прибыль от доходной продажи энергоносителей должна в большей степени служить стратегическим целям по модернизации страны. В следующие четыре года Россия собирается сократить свое отставание от западных промышленно развитых стран. Однако Путин хочет добиться скачка вперед путем усиления государства. Развитие частной инициативы, и прежде всего тех инициатив, которые свойственны гражданскому обществу, вызывает у него подозрения.
Путин будет заинтересован в ЕС как в важнейшем партнере России в деле проведения модернизации. Он не будет уставать расхваливать перед ЕС российский рынок. Россия надеется уже в скором времени удвоить свои поставки газа и нефти в расширенный Европейский союз. Германия тогда могла бы получать 70 процентов всего импорта газа из России.
Путин также не устает подчеркивать, что хочет объединить Россию, как равную державу, с другими ведущими западными странами в единую Европу. Заинтересовать европейцев своими планами он хотел при помощи перспективы связать сырьевой потенциал Сибири и Дальнего Востока с остальной Европой. В ответ Кремль надеется на технологическую поддержку при модернизации экономики.
С США Россия по прежнему сотрудничает в рамках антитеррористической коалиции и в деле недопущения трансформации Северной Кореи и Ирана в ядерные государства. Однако путинская политика открытости по отношению к Западу не является необратимой. После событий 11 сентября 2001 года США полностью закрыли глаза на Чечню. Однако арестом Ходорковского, который собирался распахнуть американским нефтяным компаниям двери в Сибирь, Вашингтон недоволен. Националистическая Дума и антироссийская риторика в ходе избирательной кампании в США могут разжечь новое соперничество.
Министр обороны Иванов уже заявил, что Россия не выведет свои войска из Грузии, поскольку не хочет допускать деморализации армии. До этого Дональд Рамсфельд не только потребовал немедленного ухода русских из Грузии, но и поставил вопрос об открытии военных баз США на Южном Кавказе.
Дополнительный отрицательный потенциал заложен в споре между Россией и ЕС по поводу тоже прерванного вывода войска из Молдавии, а также в недовольстве российской стороны в связи с продолжающимся присутствием войск НАТО в Средней Азии.
Автор материала - эксперт по России и руководитель рабочей группы Кербера в Немецком обществе по внешней политике.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях