International Herald Tribune | 10 февраля 2005 г.
Ющенко против Путина
Андерс Аслунд
Как все изменилось за год! Год назад президент Владимир Путин являлся олицетворением новой тенденции в бывшем СССР. Он успешно консолидировал политическую власть и получил большинство в парламенте. Россия провела масштабную экономическую реформу и судебную реформу. Ее международный престиж был высок.
Сегодня Путин, кажется, ничего не делает правильно. Незаконная конфискация нефтяной компании ЮКОС поставила под угрозу радикальную налоговую и судебную реформы. Его поведение во время кровавой драмы с заложниками в Беслане продемонстрировало слабость его централизованного государства. Его грубое вмешательство в президентские выборы на Украине стало свидетельством его не только антидемократических, но и антизападных настроений. Недавние протесты против реформы социальных льгот снизили рейтинг его популярности в стране.
Одна звезда падает, другая восходит. Украинская "оранжевая революция" подняла демократического реформатора Виктора Ющенко до небес. Он создал новую демократическую тенденцию в посткоммунистическом мире.
И нынешняя российская болезнь, и украинская демократическая революция происходят на фоне экономического бума. В прошлом году российская экономика выросла на 7%, а украинская на 12%. Так что проблема не в экономике, а в политике.
Ее центром являются генераторы бума. В середине 1990-х годов молодые люди взялись за трансформацию казавшихся умирающими советских фабричных труб - и преуспели сверх всяких ожиданий. Но, как когда-то сказал Герберт Гувер, "проблема капитализма - в капиталистах". Некоторые из новых хозяев стали уж очень богатыми. Поскольку их права собственников были слабыми, олигархи "страховали" свое имущество, покупая политиков, судей и других представителей власти.
Сегодня движущей силой и российской, и украинской политики является требование народа победить коррупцию. Перед США такая же проблема с "грабительским капитализмом" стояла в XIX веке.
Ответом Путина стала стратегия политической централизации, усиление государственного контроля и мягкого авторитаризма с опорой на тайную полицию. Он утверждал, что необходимо восстановить порядок, уменьшить коррупцию, добиться экономического роста и социального равенства.
Сегодня эта политика, похоже, сделала российское государство менее эффективным. Укрепление государственной власти и увеличение секретности только усилили коррупцию на высоком уровне. Централизация государственной власти уменьшила способность правительства принимать решения и ухудшила качество этих решений. А поскольку СМИ заткнули рот, правительство получает собственную дезинформацию.
Хотя российский экономический рост остается высоким, в прошлом году он был ниже, чем во многих бывших советских государствах. Сегодня друзей Путина по тайной полиции называют новыми олигархами. На этом фоне авторитаризм Путина уже не кажется решением.
На Украине президент Ющенко своей демократической революцией бросил идеологическую перчатку. Как и Путина, Ющенко возмущают коррупция и олигархи, но он прописывает совсем другое лекарство. Во время инаугурации он заявил: "Только демократическое государство ценит человеческое достоинство, свободу, равенство и солидарность". Приверженность Ющенко свободе и демократии подкрепляют его призывы к европейской интеграции, тогда как Путин тоскует о "великом и могучем" Советском Союзе.
Экономические программы двух президентов на удивление схожи. Оба выступают за свободную, но социально ориентированную рыночную экономику. В обеих странах фиксированный подоходный налог составляет 13%. Украине еще предстоит принять имеющееся в России рыночное экономическое законодательство, но при подъеме авторитаризма роль государства в российском бизнесе растет.
Важнейшим вопросом является право собственности олигархов. Путин во многом перечеркнул свою изначально хорошую политику, начав безжалостное наступление на одного олигарха и поставив под сомнение права собственности других. Ющенко должен избежать повторения этой ошибки. Однако он выступает за пересмотр приватизации "Криворожстали" - последней, крупнейшей и наиболее сомнительной приватизационной сделки на Украине. Поскольку ее купили два самых богатых украинских олигарха (Ринат Ахметов и Виктор Пинчук), это подходящая политическая мишень. Задача Ющенко - ограничить пересмотр приватизации политической необходимостью, а затем сделать права собственности священными. Для экономического роста Украине нужна приватизация, а не национализация.
Благодаря "оранжевой революции" демократия опять выглядит современной. Теперь задача Ющенко уравновесить призывы к социальной справедливости и необходимость гарантировать право собственности.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях