The Washington Post | 10 февраля 2016 г.
Как работает цензура в путинской России
Алиса Розенберг
Доклад Американского ПЕН-Центра "Слово в опасности: нападки на свободу слова в путинской России" показывает, как ряд законов, на первый взгляд, нацеленных на борьбу с терроризмом, религиозной нетерпимостью и защиту детей, создает обстановку, в которой все сложнее издавать художественную литературу, создавать независимое телевидение или ставить музыкальные и драматические спектакли, не соответствующие постоянно меняющейся линии партии, пишет The Washington Post.
В докладе отмечается, что Роскомнадзор не в состоянии контролировать все публикации и постановки, тем более что в ведении агентства находятся также социальные сети; в то же время произвол процедур делает его работу более эффективной: из-за того, что агентство в определении объекта расследования отчасти полагается на жалобы, касающиеся произведений искусства, оно открыто для манипуляций со стороны внешних групп и активистов.
По словам Маши Гессен, особенно пагубно последствия такого регулирования сказываются на детской литературе. Чтобы избежать нарушений российского законодательства о возрастной классификации информационной продукции, которые грозят высокими штрафами, книги для пятилетних детей продаются как книги для 6-12-летних, а книги для детей предподросткового возраста выдаются за книги для подростков.
В такой ситуации ответственность за выбор, что публиковать, ставить или писать, перекладывается на художников, издателей и продюсеров, которые вынуждены действовать, не имея четкого представления о том, как избежать репрессий со стороны государства. Избирательность и произвол решений Роскомнадзора создает неопределенность, в которой писатели, издатели, телеканалы и сайты занимаются самоцензурой, говорится в докладе. "В отсутствие четких указаний авторам остается исследовать пределы собственной смелости", - отмечают авторы доклада.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях