Le Figaro | 10 января 2008 г.
Саркози. Дипломатия под знаком примирения
Ален Барлюэ
Примирение, за которое ратует Николя Саркози, будет оцениваться по результатам. И заинтересованность в диалоге должна быть взаимной. Вести диалог с Владимиром Путиным, конечно, необходимо, но мы не должны закрывать глаза на систематическую конфронтацию, к которой прибегает Россия, руководствуясь возрождающимися амбициями
Сделать внешнюю политику более внятной и ответить на возможную критику: Николя Саркози захотел вчера убить сразу двух зайцев, провозгласив французскую дипломатию под эгидой примирения. "Франция должна говорить со всем миром", - сказал президент на пресс-конференции. Ливия, Сирия, Россия, Алжир, Венесуэла - за восемь месяцев после избрания сторонник "разрыва" и "ценностей", в том числе и во внешней политике, чем только ни занимался. Как хороший адвокат, он построил свою линию защиты на необходимости для Франции сделать ставку на протянутую руку, подавая ее и тем руководителям, чьи демократические достижения оставляют желать лучшего, с целью избежать более серьезной опасности - опасности их маргинализации.
Отвечая на вопрос о приеме, оказанном недавно полковнику Каддафи в Париже, глава государства назвал "шумиху" вокруг этого визита "немного смешной". "Я не стыжусь этого! - заявил он. - Франция его приняла, Франция хорошо принимает своих друзей, или это уже не Франция. Кто считает, что мы принимаем кого-то, чтобы его унизить?". По мнению Николя Саркози, "этот визит вовсе не был чрезмерно торжественным, не было даже большого официального ужина". Триполи исправился, отказавшись от ядерного оружия, освободив болгарских медсестер и урегулировав разногласия с жертвами рейса DC-10 авиакомпании UTA, отметил он. Затем Саркози оседлал одного из своих любимых коньков, защищая право арабских стран на доступ к мирному атому.
"Если вы скажете арабским странам, что они не имеют права на мирный атом, потому что они - арабские, вы отдадите пальму первенства Ирану", - сказал он. При отсутствии этого источника энергии постнефтяная эпоха имеет все шансы стать несовместимой с демократией, предупредил глава государства. "Необходимо поддержать правительство Бутефлики, потому что никто не хочет, чтобы талибы пришли к власти в Алжире. Надо поддержать правительство Мубарака, потому что никто не хочет, чтобы "Братья-мусульмане" обосновались в Каире", - сказал он, упомянув две страны, которым было предложено сотрудничество в области атомной энергетики. Если они сделают выбор в пользу французских технологий, "будет лучше"...
Именно этой "дипломатией примирения" Николя Саркози объяснил попытку возобновления диалога с Дамаском, "пусть мы и не добились результата". "Когда сирийцы не ответили на призыв Франции, я сделал соответствующие выводы, осудив позицию Сирии", - заявил он.
В аналогичном порыве Николя Саркози оправдал поздравления, адресованные Владимиру Путину после парламентских выборов в России. В любом случае, сказал он, Путин победил, потому что "он, бесспорно, самый популярный человек в России". "Путина следует упрекать не в том, что он был избран, а в том, что он сделал, в ситуации с правами человека в России и в Чечне", - продолжил Николя Саркози, напомнив, что встречался с правозащитниками в Москве.
И вообще, задался вопросом президент Республики, как можем мы одновременно критиковать Владимира Путина и обращаться к нему с просьбами? "Какое странное представление о международной политике, - сказал он, - когда человека упрекают в том, что он избран, а на следующий день просят его же помочь урегулировать кризис в Иране, Дарфуре и снизить напряженность в мире!".
Настоящая проблема "примирения", к которому стремится Николя Саркози, - это расширение "клуба" постоянных членов Совета Безопасности ООН, о котором он также говорил на пресс-конференции. "Франция сделает все возможное, чтобы Германия, Япония, Бразилия, Индия и одна крупная африканская страна стали членами", - заверил он. Одновременно президент Республики вновь повторил свое предложение расширить G8 до G13, чтобы дать странам с растущей экономикой по праву принадлежащее им место на крупнейших экономических саммитах.
Саркози - раскованный, находящий нужные аргументы, непревзойденный оратор: отсутствие преемственности с предшественником наблюдается скорее в тоне, чем в сути его выступлений. Вектор внешней политики, намеченный вчера Николя Саркози, последователен, но не лишен риска, ибо всестороннее примирение, если и имеет преимущества - в первую очередь, прагматизм, - будет оцениваться по результатам. Если Франция "должна говорить с Чавесом", как сказал вчера Николя Саркози, этот диалог однажды должен привести к какому-то результату, а именно, к освобождению заложников колумбийскими повстанцами (FARC). Вести диалог с Владимиром Путиным, конечно, тоже необходимо. Но во время этого диалога мы не должны закрывать глаза на систематическую конфронтацию, к которой прибегает Россия, руководствующаяся своими возрождающимися амбициями. Заинтересованность - как здесь, так и везде - должна быть взаимной. Россия проголосовала за резолюцию ООН по иранской ядерной программе, но действительно ли Москва поможет нам "урегулировать кризис в Иране", как того желает Николя Саркози? В этом совершенно нельзя быть уверенным.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях