The New York Times | 10 июля 2002 г.
Буш и Уолл-стрит - жесткие слова и мягкие действия
Флойд Норрис
Его речь могла показаться очень жесткой. А вот меры, которые он предложил в итоге, жесткими никак не назовешь.
Буш призывал к переменам. Часть его призывов была лишь перечислением того, что и так должно было произойти. Однако некоторые его заявления прозвучали как попытка надавить на американские корпорации.
Буш восклицал, что компании не должны давать денежные займы членам своего руководства. Но при этом он ничего не сказал о том, что предоставление подобных займов будет караться в судебном порядке. Он не сказал также, что компании должны в ближайшее время обнародовать информацию о ранее предоставленных займах. Он призвал ведущих руководителей компаний сообщать в годовых отчетах об их собственных пакетах акций "четко и на доступном английском языке", изменив нынешнюю ситуацию - сейчас эта информации об акциях руководства содержится лишь в отчетах их распорядителей. Однако Буш не сообщил ни о новых разоблачениях, ни о том, что будут введены лимиты на размер компенсации, получаемой руководителями компаний.
Его дальнейшие предложения оказались еще более мягкими. Он предложил, чтобы "была возможность наказывать корпоративных руководителей, злоупотребивших своими правами, отстранять их от любой руководящей работы в открытых акционерных компаниях".
Санкции, которые предлагает Буш, коснутся лишь тех руководителей, которые уже обвиняются в злоупотреблениях, не удовлетворяет требованиям Комиссии по ценным бумагам и биржам. Комиссия хотела получить возможность отстранять от работы руководителей, признанных неспособными справляться со своими обязанностями.
Некоторые заявления Буша лишь озвучивали меры, которые и так уже принимаются, в частности это его предложения о том, чтобы фондовые биржи обязывали компании нанимать независимых управляющих, наделяя таких внешних управляющих большими полномочиями.
Наиболее важной частью программы Буша можно считать создание особой группы по борьбе с корпоративными махинациями.
В последние годы Комиссия по ценным бумагам и биржам часто сталкивалась с тем, что государственные обвинители не могли добиться выдвижения обвинения в подобных делах. Доказать причастность к финансовому мошенничеству очень непросто - высокооплачиваемые адвокаты часто оспаривают формулировки в бухгалтерских документах.
Буш предложил увеличить срок заключения за мошенничество по почте, ужесточив условия заключения, но было бы намного важнее, если бы он призвал к проведению большего числа расследований и направлению большего количества государственных ресурсов на их проведение.
Представители администрации заявили, что факт создания особой группы не означает, что в расследовании финансовых махинаций будет задействовано большее чем прежде число агентов ФБР и прокуратуры. На увеличение расходов на расследование подобных дел также рассчитывать не приходится. Так что увеличится ли количество обвинений в мошенничестве или нет, это еще вопрос.
Буш не стал обсуждать предложение сенатора Патрика Лихи о принятие нового закона об особо тяжких преступлениях, который помог бы предотвратить появления "хитроумных схем" по обману акционеров. Юристы заявили, что подобный закон облегчил бы вынесение приговора, однако советники президента отказались говорить, подпишет ли он постановление о принятии этого закона.
Буш пообещал повысить финансирование Комиссии по ценным бумагам и биржам, приток средств пойдет главным образом на повышение зарплаты служащим этого ведомства. Уровень зарплаты в этом органе несколько ниже, чем в других госструктурах, поэтому Комиссия страдает от постоянной смены персонала. 100 млн. долларов, которые будут выделены, пойдут также и на увеличение штата Комиссии, однако количество новых служащих будет ниже, чем предлагалось на обсуждениях и в сенате и в палате представителей.
Буш фактически не коснулся важной темы изменений в нормах бухгалтерсокго учета, в частности он не упомянул о создании новой службы по контролю за аудитом и о полномочиях, которыми эта служба будет наделена. Не упомянул президент и о том, как будет ограничен объем консалтинговых услуг, которые аудиторы могут предоставлять своим клиентам. Правда, администрация выступила с заявлением о том, что новый законопроект сената даст новой службе широкие полномочия и объем услуг, предоставляемый аудиторскими фирмами, будет резко ограничен.
Президент умолчал об объемах финансирования новой службы по контролю за аудитом и об объемах финансирования Совета по стандартам бухучета (Financial Accounting Standards Board), который будет определять новые нормы ведения бухгалтерского учета.
Скандалы с WorldCom и Enron ввергли в беспокойство большинство инвесторов. Недавно проведенный опрос показал, что 71% инвесторов полагает, что финансовые махинации осуществляются не только в узком кругу определенных компаний. Опрос также показал, что инвесторы резко критикуют действия аудиторских компаний, брокерских контор, советов директоров корпораций.
Однако этот же опрос выявил, что лишь 6% инвесторов продали акции и что только 36% инвесторов считают, что администрация Буша также несет вину за произошедшие скандалы. При этом половина возлагают часть вины на конгресс и администрацию прежнего президента Клинтона.
Речь Буша была построена так, чтобы оградить его от подобных обвинений, однако он рискует оказаться в плену правил, которые он сам же и установил. Старшие руководители, как заявил Буш, "должны проявлять моральные качества, выражая неодобрение действиями других руководителей, которые компрометируют мир бизнеса".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях