Le Temps | 10 июля 2003 г.
Тегерану не удается заткнуть рот студентам
Дельфина Минуи
Несмотря на запрет отмечать очередную годовщину летних манифестаций 1999 года, самые смелые студенты провели в среду свою сходку, а вечером к центру столицы съехались сотни машин. Мы встретились с одним из организаторов движения, потрясшего всю Исламскую Республику.
Кейван Ансари предпочитает встречаться с журналистами на тенистой террасе кафе в центре Тегерана. В эти дни иранские университеты находятся под особым наблюдением. Тридцатилетний Кейван, молодой человек с аккуратной бородкой и живым взглядом, остающийся всегда настороже, пишет сейчас докторскую диссертацию по химии полимеров в Политехническом университете Амир Кабир в Тегеране. Свое свободное время он посвящает работе в "Дафтар тахким вахдат" (Бюро по упрочению единства) ? основной студенческой организации, активистом которой он является уже четыре года. "Студенты ? это голос перемен в Иране", ? говорит он.
"Когда в 1979 году мой отец делал революцию, он вышел на улицу, чтобы защищать свои собственные исламские ценности. Сегодня я борюсь за процветание моей страны, моего народа", ? объясняет Кейван требования нового поколения. Этот сын убежденного мусульманина с легкостью употребляет такие слова, как "секуляризм", "свобода" и "демократия".
Последние дни были горячими. Едва оправившись от репрессий, последовавших за июньскими манифестациями, Кейван и его друзья начали засыпать власти требованиями разрешить собраться, чтобы отметить четвертую годовщину летних студенческих волнений 1999 года. Ответ был отрицательным. В среду ворота студенческого городка Амир Аббад ? эпицентра движения протеста ? были заперты. Иранские власти призвали студентов разъехаться на каникулы и вернуться к осенним экзаменам. Четыре года спустя молодые иранцы наталкиваются все на ту же стену. По мнению Кейвана, единственный выход ? "обойти стену". Разочарованный, как и многие, в президенте Хатами и других реформаторах, с которыми в свое время "Дафтар" заключила политический альянс, Кейван принадлежит к тем, кто выступает за мирный уход из политики "с тем, чтобы студенческое движение смогло вновь обрести силу".
Закрытие реформаторской газеты "Салам" вызвало в ночь с 8 на 9 июля 1999 года первые со времени революции 1979 года крупные народные демонстрации. Начавшись с мирного митинга в университетском студенческом городке, движение быстро охватило многие провинциальные города. Официальный итог: трое убитых, трое раненых, 1500 человек арестовано. "Этими манифестациями новое поколение впервые заявило о своем праве на протест", ? говорит Кейван Ансари. Движение было подхвачено ассоциацией "Дафтар", которая начала проводить круглые столы и обращаться к властям с открытыми письмами. Иранские студенты (их в стране 1,6 миллиона) стали в массовом порядке вступать в эту организацию.
После волнений 1999 года Бюро по укреплению единства решает вплотную заняться политикой. Оно поддерживает реформаторов и выдвигает своих собственных кандидатов на парламентских выборах в феврале 2000 года. Но реформы буксуют, а консервативные круги упорно блокируют все законопроекты, за которые голосуют либеральные парламентарии. Пять месяцев назад происходит разрыв: члены "Дафтар" единогласно решают порвать с партией президента и не поддерживать ни одного из кандидатов на ближайших муниципальных выборах. "Время красивых слов прошло, сейчас нужны действия", ? настаивает Кейван.
"Сегодня нас, конечно, соблазняет идея политического слома системы, ? признает молодой студент, представляющий одну из фракций "Дафтар". ? Но для этого нам нужна более крепкая организация". Требований у студентов много: это и прекращение использования ислама в политических целях, и уважение личных свобод, и выход страны из международной изоляции. Но, отмечает он, "последние манифестации показали, что оскорбления в адрес властей не приносят никакой пользы. Они лишь провоцируют репрессии". Арест многих лидеров и закрытие после 1999 года десятков либеральных газет (ставших трибуной их требований) также сильно ослабили студенческое движение.
"Но времена изменились, ? с оптимизмом говорит Кейван. ? Консерваторы со всех сторон окружены свободой. Студентам уже невозможно навязать какой-нибудь вариант талибанизма. Мы уже не отступим". Кейван любит говорить о смелости молодого поколения: девушки, надев более легкие платки, и юноши в рубашках с короткими рукавами смогли заявить о своем стремлении к переменам. "Поколение моих родителей думало, что исламская республика ? это подарок, упавший к ним с неба. Глядя на луну, они верили, что разглядят на ней портрет Хомейни. Сегодня мое поколение понимает, что Бог ничего не может сделать для нас. Мы прежде всего люди ? такие же, как и все. Если мы не предпримем усилий, из отсталости нам не выбраться", ? настаивает Кейван.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях