Статьи по дате

The New York Times | 10 июля 2006 г.

Что плохо для Путина, хорошо для России

Гарри Каспаров

Глядя на соглашательские сделки Запада с Россией, я вспоминаю слова, часто приписываемые Уинстону Черчиллю: "Какой бы прекрасной ни была стратегия, нужно время от времени смотреть на результаты".

На протяжении пяти лет президент Буш говорит об установлении открытого диалога с президентом России Владимиром Путиным и о том, каким трудом ему удалось убедить главу России, что "в его интересах перенять западные ценности и всеобщие ценности". Это звучит разумно, но мы не должны руководствоваться теорией. Существуют опытные данные, и они четко показывают, что политика убеждения и умиротворения по отношению к России провалилась.

Давно пришло время западным лидерам занять более жесткую позицию, если они хотят, чтобы их демократическая риторика звучала убедительно. Отличная возможность представится на этой неделе во время встречи лидеров "большой семерки" в Санкт-Петербурге. Я говорю "большой семерки", а не "большой восьмерки", потому что я все еще надеюсь, что Запад коллективно наберется мужества и поставит участие России в этом клубе в зависимость от ее действительной принадлежности к демократическим странам.

Встреча в Санкт-Петербурге предоставляет главам иностранных государств возможность лично убедиться в том, насколько все стало плохо. Право россиян выбирать губернаторов и представителей в парламенте методично разрушается, а исполнительная власть приобретает все большее влияние. Даже глава Центризбиркома Александр Вешняков, которому довелось ставить печать на результаты всех выборов при президенте Путине, недавно сказал, что если бы были приняты все законопроекты, предложенные пропутинской партией "Единая Россия", то выборы "превратились бы в фарс".

Аресты и допросы активистов от оппозиции и журналистов стали привычным делом. Кремль, полностью контролирующий судебную власть, захватывает частные компании, а затем с помощью государственных компаний отмывает деньги за рубежом.

Президент Буш и главы европейских стран, очевидно, полагают, что лучше игнорировать все эти неприглядные факты во имя достижения сотрудничества с Россией в области безопасности и энергетики. Эта циничная и предосудительная с нравственной точки зрения позиция, кроме того, еще и доказала свою неэффективность. Как и в старые времена, Москва вступает в союз с возмутителями спокойствия и антидемократическими странами мира. Помощь ядерной программе Ирана, предоставление ракетных технологий Северной Корее, военной авиации - Судану, Мьянме и Венесуэле, развитие дружеских отношений с "Хамасом" - вот награда Западу за то, что он держит язык за зубами в связи с нарушением прав человека в России.

Пора перестать притворяться, что Кремль разделяет интересы мирового сообщества. Высокие цены на энергетику, необходимые администрации Путина для того, чтобы сохранять власть в своих руках, являются следствием напряжения, которое возрастает с каждым запуском северокорейской ракеты и с каждой новой ядерной угрозой Ирана. Неудивительно, что Россия продолжает блокировать санкции ООН против этих государств-изгоев. Удивительно другое - почему Запад продолжает относиться к России как к союзнику.

Завтра и в среду представители Госдепартамента США должны будут присутствовать на конференции "Другая Россия" в Москве. Организованная объединением оппозиционных групп, основателем которого я являюсь, эта конференция соберет вместе политиков и представителей неправительственных организаций со всей России и из каждой части политического спектра.

Первоочередная задача этой конференции - задокументировать наш национальный кризис для российского правительства, российского народа и как можно более широкой мировой аудитории. Не менее важно - обсудить возможные действия в этой ситуации и дать понять, что для них еще не слишком поздно. Наши граждане не должны дать себя купить за счет непрочного потока нефтяных доходов и ложного впечатления возвращения к статусу сверхдержавы. Лидеры стран Запада должны действовать в соответствии со своими заявлениями в отношении прав человека, заявив в недвусмысленных выражениях, что статус России как торгового партнера, союзника в области безопасности и члена G8 окажется под угрозой, если Россия продолжит соскальзывание к диктатуре.

Всего несколько дней назад десятки активистов, направлявшиеся в Москву для участия в конференции, были арестованы, а некоторые из них избиты. Хранение оппозиционной литературы приравнивается к попытке "конституционного переворота". Неужели западные делегации молча это стерпят? Неужели американский президент ничего на это не скажет?

Возможно, молчание - лучший выход, если лучшее, что может предложить Буш, это выражение обеспокоенности и высказывания о его личных отношениях с Путиным. Жесткая линия президента Рональда Рейгана по отношению к Советскому Союзу давала понять, что есть кто-то, кто в курсе нашего бедственного положения, кто за нас борется. Нынешний американский президент как будто говорит, что Ирак и Афганистан заслуживают демократии больше, чем Россия.

Сейчас целые поколение отделяют нас от самых мрачных дней коммунистического правления. Между концом коммунистической диктатуры и наступлением на демократию при президенте Путине был период свободы. Он был недолгим и небезупречным, но он мог бы послужить фундаментом для демократической России. Однако с 2000 года Путин сделал все возможное, чтобы разрушить это хрупкое сооружение. Имея дело с Россией, пожалуйста, не путайте то, что хорошо для путинского режима, с тем, что хорошо для российского народа.

Гарри Каспаров - сопредседатель Всероссийского гражданского конгресса и председатель Объединенного гражданского фронта России

Источник: The New York Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru