Libération | 10 июня 2004 г.
Буш как экспортер демократии
Паскаль Рише, Вероника Суле
Море, пальмы, короткие рубашки, электромобили для передвижения: в такой вот мирной обстановке руководители восьми самых развитых стран мира работают со вторника на острове Си-Айленд в штате Джорджия. Хозяин, Джордж Буш, очень рад. Саммит "Большой восьмерки" начался с хорошей новости - единогласного принятия ООН резолюции по Ираку - и должен завершиться сегодня выражением согласия между его участниками по всем проблемам, будь то терроризм, распространение ядерного оружия или вопросы экономического развития.
К тому же члены "восьмерки" выдали кредит доверия американской инициативе "Большого Ближнего Востока", вокруг которой развернулась серьезная полемика. Этот проект, предусматривавший установление демократии в мусульманском мире, поначалу вызвал ужас у европейцев, особенно у Парижа, который усмотрел в нем доказательство неистребимой наивности американцев, их почти мистической веры в демократию и непонимания реалий окружающего мира - всего того, что привело к катастрофе в Ираке.
Обезвредить "мины". В результате дискуссий между личными представителями глав государств и правительств первоначальный проект был серьезно скорректирован. Европейские страны гордятся тем, что им удалось в достаточной мере улучшить его и обезвредить все "мины", которые он содержал. Американцы, наоборот, рады тому, что добились принятия "очень сильного заявления".
"Когда некоторые утверждают, что заявление "Большой восьмерки" было лишено всякого содержания, они выдают желаемое за действительное. Они думали, что им это удастся, но этого не произошло", - сказал представитель Белого дома.
"Большая восьмерка" приняла два документа: политическую декларацию "Партнерство ради прогресса и общего будущего" и "План по поддержке реформ".
Концепция Большого Ближнего Востока, впервые изложенная Джорджем Бушем в ноябре 2003 года в Лондоне, исходит из простого тезиса: Запад ошибся, полагая, что он сможет "купить" стабильность в регионе, закрыв глаза на отсутствие там демократии. Репрессивная политика авторитарных режимов порождает экономическую отсталость, социальные проблемы и экстремизм во всех его формах. Следовательно, решение состоит в том, чтобы экспортировать в эти страны демократию, помогая экономическому развитию и поддерживая "гражданское общество", находящееся в придушенном состоянии.
Американцы составили соответствующий текст, основные тезисы которого были опубликованы в феврале газетой Al-Hayat. Эта "утечка" вызвала взрыв негодования в арабских странах, с которыми даже не посоветовались. Выражая свое недовольство, лидеры многих стран, в том числе Египта и Саудовской Аравии, вчера отказались от приглашения пообедать на Си-Айленде вместе с коллегами из стран "Большой восьмерки".
Забеспокоились и европейцы: спорный план грозил свести на нет результаты их собственных усилий, предпринимаемых с 1995 года в рамках так называемого "барселонского процесса". Эти усилия направлены на поддержку экономического развития стран Средиземноморья.
"Гражданское общество". Вчера Жак Ширак выразил свое особое мнение. "Реформа не проводится по указу извне, - заявил он своим коллегам. И добавил: - Страны Ближнего Востока и Северной Африки не нуждаются в миссионерах демократии".
Американскую идею опоры на фонды по финансированию "гражданского общества" в различных сферах жизни (пресса, положение женщин, права человека) Париж счел "чрезвычайно неуклюжей", так как подобная идея может быть воспринята существующими режимами как вмешательство в их внутренние дела. Вашингтон выдержал удар, и в итоговой декларации, которую Франция сочла "удовлетворительной", участники саммита выразили поддержку реформаторским усилиям не только правительств, но и "представителей деловых кругов и гражданского общества".
За этими разногласиями скрываются две противоположных философии международных отношений. Для Парижа основными партнерами остаются государства, пусть даже это грозит сохранением политического статус-кво в этих странах. "Попытка свергнуть эти режимы может быть опасной: в случае проведения свободных выборов интегристы могут победить повсюду - от Рабата до Саны", - предостерегает французский дипломат.
Хельсинкский процесс. Вашингтон же следует "вильсоновскому" видению мира и собирается экспортировать демократию. Американская администрация сослалась на хельсинкский процесс, который в 1976 году позволил развиться в Восточной Европе диссидентским движениям при поддержке западных стран. Европейцы сочли такую параллель неоправданной, так как она фактически ставит на одну доску ислам - уважаемую религию - и коммунистическую идеологию, которую нужно было уничтожить. Они предостерегли американцев от их склонности игнорировать различия между мусульманскими странами. Наконец, они потребовали, чтобы под предлогом реализации проекта "Большого Ближнего Востока" не был отброшен на задний план вопрос об урегулировании израильско-палестинского конфликта.
США согласились внести в итоговую декларацию фразу о том, что мир является "важным элементом прогресса в регионе". Однако "серьезность конфликта не должна стать оправданием отказа от реформ", - заявил американский руководитель. В результате дискуссий европейцы добились отказа от идеи создания "фонда по поддержке демократии", а акцент был сделан на экономическом развитии этих стран.
В итоге "Большой Ближний Восток" предстает как призыв к реформам, дополненный созданием неформального клуба наподобие Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и рядом более конкретных инициатив (борьба с неграмотностью, финансирование частного предпринимательства путем предоставления "микрокредитов").
Таким образом, революции не произошло. Но для американцев саммит на Си-Айленде - только начало процесса: целое поколение сменится, прежде чем он, "как Хельсинки", принесет свои плоды.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях