The Guardian | 10 марта 2004 г.
Не спускать с них глаз
Джонатан Фридланд
Теперь Россия только тень той державы, которой она была во времена холодной войны, но было бы большой ошибкой со стороны Запада сбрасывать ее со счетов.
Возможно, и не стоит обращать большое внимание на вывески, украшающие праздные улицы больших городов, но, если историки будущего все же попытаются понять их, возможно, их ждет несколько потрясающих находок. Марка FCUK поведает им о падении нравов и давней манере британцев смеяться над грубыми словами. Марка Duffer ("тупица" по-английски) вызовет у них недоумение - что за люди могут находить удовольствие в том, чтобы разгуливать с подобной надписью на груди? И особенный интерес вызовут майки и футболки с надписью "СССР" на спине. Что должно символизировать подобное возвращение к советскому прошлому?
Ответ прост: подобные надписи знаменуют собой окончательную смерть Советского Союза. Он настолько мертв, что его иконография низводится до ранга иронического китча. Упоминание о Красной площади, согласно опросам, вызывает у 92% британцев от 18 до 24 лет ассоциацию с фирменным названием алкогольного напитка на основе водки.
Когда-то эти слова пугали. В течение десятилетий, которые продолжалась холодная война, достаточно было упомянуть Россию, чтобы вызвать священный трепет перед этой вражеской сверхдержавой, чей ядерный арсенал был направлен против нас. Начиная с 1945 года Запад напряженно следил за каждым движением Москвы. Этот страх длился долгие годы и пустил свои корни глубоко в культуру: в середине 1980-х Стинг в своей песне серьезно выражал надежду, что "русские тоже любят своих детей" ("The Russians love their children too").
Теперь мир изменился. В воскресенье в России состоятся президентские выборы, привлекшие меньше внимания со стороны британской прессы, чем первый раунд выборов в штате Айова. В прошлом месяце действующий президент Владимир Путин отправил в отставку весь кабинет министров разом и то с трудом пробился на первые страницы.
Возможно, это связано с тем, что едва ли будет напряженная борьба. Путин контролирует государственное телевидение, где выпуски новостей отбрасывают нас к советским временам: "Сегодня президент встретился с министром обороны Казахстана:" Культ личности Путина нарастает - девичья поп-группа воспевает его мужественность, выпускаются зубочистки с его портретом.
Борис Березовский, живущий в Лондоне, говорит, что неправильно называть происходящее выборами, это голосование в советском стиле, когда у людей не было выбора как такового.
Березовский внимательно следит за ходом этой кампании из своего фешенебельного офиса. Следя за новостями по спутниковому телевидению, он, несомненно, мечтает о том дне, когда он, одержав победу над московскими врагами, утверждающими, что он разграбил страну и сбежал, вернется в Москву в роли президента. Но даже он признает, что Россия уже никогда не станет прежней.
Стены в его офисе увешаны портретами из прошлого - Ленин, Ельцин, Андропов. Но, как и надпись на майке, эти лица вызывают смешанное чувство ностальгии и иронии.
Другими словами, Россия, возможно, все еще имеет огромное значение для русских, но остальные прочно забыли о ней. Нас заботила тема России, когда мир разрывался между двумя сверхдержавами, но теперь она вошла в мировую лигу и только кремлинологам есть до нее дело. Верно ли это, возможно, слишком резкое суждение, или мы все совершаем ошибку, о которой еще придется пожалеть?
Аргументы достаточно убедительны. Россия, безусловно, утратила свои позиции: границы империи на востоке и юге сужаются. С одной стороны, республики бывшего соцлагеря - Венгрия, Польша, Чехия - поглощаются Европейским союзом. С другой стороны, наступают Соединенные Штаты, под влиянием которых оказываются Казахстан, Узбекистан и прочие "-станы" Центральной Азии. После 11 сентября, в обмен на свободу действий в Чечне Путин разрешил размещение американских военных баз в регионе, который некогда был неотделимой частью СССР.
На фоне этих изменений в географии Россия признает снижение своей значимости. Она отказалась от роли миротворца на Балканах, на которую очень настойчиво претендовала, ни в какой форме не приняла участия в войне в Ираке. Это типичный образец поведения нации в момент отступления.
В области экономики Россия тоже далека от процветания. В период правления Путина наметился некоторый рост, но цифры, которые нам представляют, искусственны, они связанны с высокой ценой на нефть, поступлениями от которой обеспечивается едва ли не четверть российской экономики. Сокращение населения в России продолжается, в связи с чем ее перспективы довольно печальны.
Даже если в пределах следующих десяти лет Россия вдвое увеличит показатели ВВП, он не превысит теперешнего уровня в Португалии.
Что касается политики, те, кто питал радужные надежды по поводу посткоммунистической России, тоже могут быть свободны. Россия довольствуется режимом, названным одним из аналитиков "авторитарной модернизацией", когда люди отказываются от демократических прав и гражданских свобод в обмен на благополучие, рассчитывая на то, что могущественный лидер проведет все необходимые реформы.
Несмотря на все вышесказанное, было бы ошибкой переключиться на другой канал и полностью игнорировать происходящее в Москве. Россия все еще имеет на руках несколько козырных карт. В России все еще сохранился ядерный арсенал прошлых лет. И, как шутит Березовский, даже если оружие срабатывает не всегда (что мы наблюдали в эпизоде с двумя неудачными запусками баллистических ракет), иногда оно все же срабатывает, а чтобы вызвать новый Армагеддон, нужно не так уж много. Если в будущем у руля будет агрессивный президент, он может спровоцировать настоящую катастрофу. Что еще вероятнее, нищие военные и ученые могут начать за бесценок распродавать оружие.
Россия имеет постоянное место в Совете Безопасности ООН, что уже само по себе чего-то стоит. Если забыть об инфляции, Россия обладает запасами нефти и газа - в которых Европа испытывает острую потребность. К тому моменту, когда запасы топлива в США иссякнут, позиция Москвы еще усилится.
Залежи полезных ископаемых в соединении с высокообразованным населением все еще могут сделать Россию экономически сильной, если славянский тигр использует сочетание либеральной экономики и сильной государственной власти, сотворившее чудо в Китае и Северной Корее.
Самый главный козырь России - географическое положение. "Взгляните на карту, - советует Березовский, - Россия находится на перекрестке между востоком и западом, севером и югом". Она находится на передних рубежах "столкновения цивилизаций", и она граничит с теми регионами, где возможно завершить войну против террора: Ираном, Пакистаном и Афганистаном.
"Что если Россия передаст Китаю в пользование часть пограничной области в Сибири, так, как сделал Китай, сдав Гонконг Британии?" - спрашивает Березовский. И добавляет в манере злодеев из фильмов про Джеймса Бонда: "Тот, кто контролирует Евразию, контролирует мир".
Прошлое России, возможно, осталось только в виде китча, а ее настоящее интересно только узкому кругу людей, но так не будет продолжаться вечно. Россия - слишком большая страна, чтобы можно было сбрасывать ее со счетов. Мы должны не спускать глаз с русских.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях