The Independent | 10 марта 2004 г.
Фактор Живаго
Мэри Дежевски
Международный женский день 8 марта нигде не отмечали так широко, как в СССР. Мужчины полагали, что могут компенсировать пьянство и безделье в течение всего года одним днем цветов, шоколадок и формальных славословий. Это было отвратительное проявление двуличия и пренебрежения. Но в этом году праздник получился довольно приятным.
В последние годы советской власти российские мужчины в массе производили угнетающее впечатление. От стрижек, сделанных тупыми ножницами, и тонких усиков, до плохо сидящих поддельных джинсов и картонных костюмов, они выглядели униженными и чудовищно одетыми. Но централизованное планирование рухнуло, в страну хлынули импортные товары, и они перешли на хорошие костюмы и коньяк.
Конечно, не все было их виной. Выбор между тесными джинсами, брюками из коричневого полиэстера и синими тренировочными штанами с белой полосой был невелик. Парикмахеры предпочитали стиль милитари. А что касается кремов после бриться, дезодорантов и даже зубной пасты, то достаточно сказать, что они были дефицитом.
Женщины прилагали массу усилий, чтобы выглядеть презентабельно: они часами стояли в очередях за одеждой и косметикой, при малейшей возможности покупали журнал Burda ради западных выкроек и так носились со своими "лучшими" вещами, как мы, на Западе, постеснялись бы. Мужчины же, казалось, на все это наплевали, утешившись бутылкой водки и плохими сигаретами.
Как меняются времена. Мало кто заметил в постсоветской России перемену, связанную с появлением нового русского мужчины. Я говорю не о "новых русских", которых мы видим в Лондоне, Москве и Ницце, а об "обычных" мужчинах, которых встречаешь на улицах и в офисах многих российских городов. Они заставили бы неряшливых британцев покраснеть.
Первым свидетельством этой трансформации стали телетрансляции заседаний российского парламента несколько лет назад. Хорошие костюмы, итальянские пиджаки и шелковые галстуки невозможно было даже сравнить с прежними коричневыми и синими ансамблями. В особенности это касалось качества обуви. В советские времена жителей Восточной Европы за границей всегда выдавало ужасное качество и вид туфель.
Но влияние нового русского мужчины вышло далеко за пределы телестудий и парламента. На работе новый русский мужчина предпочитает английский или американский стиль: отутюженные синие или серые костюмы, белые или пастельные рубашки, оксфордские галстуки. Именно так выглядит Александр Мордашов и его менеджеры на металлургическом гиганте "Северсталь". Многие предпочитают итальянский или французский стиль, выбирая пиджаки, шерстяные свитера и джинсы.
На ногах у нового русского мужчины итальянские ботинки, кроссовки, к счастью, не переносят снега. Верхняя одежда тоже изменилась. НРМ уже носит не китайскую куртку с капюшоном, а шерстяное пальто. Меховые шапки бывают разных моделей, а альтернативу им составляют твидовые или кожаные кепки.
Сегодня российские мужчины, как и женщины, стригутся стильно, хотя непонятно, откуда взялись парикмахеры; усики сменились настоящими усами и бородами либо исчезли вовсе. От нового русского мужчины пахнет уже не машинным маслом и потом, а одеколоном Calvin Klein или его российскими аналогами. И может быть, это плод моего воображения, но изо рта у него гораздо чаще пахнет не водкой и табаком, а мятными освежителями. Если вы увидите, как новый русский мужчина пьет на улице, в руках у его, скорее всего, окажется сок.
Худосочность ушла в прошлое, у Нового русского мужчины хорошая работа. НРМ много работает и берет на себя ответственность. Если у него есть жена и дети, он любовно говорит о них. Он энергичен и ухожен, я бы даже сказала - красив. Изменились и его манеры. НРМ не толкается и не пинается, он даже чересчур галантен. Он уверен в себе без самоуверенности, у него французская ирония юмора и британская готовность посмеяться над собой. У него крепкое рукопожатие, а руку он целует, как поляк.
Откуда что взялось? Неужели русские мужчины все это умели? Может быть, российские матери и бабушки учили мальчиков вести себя "хорошо", а потом все это выбила из них армия и жестокая лотерея советской действительности? А может быть, они смотрели фильмы о царской России, чтобы научиться быть "русскими"?
Перемену заметила не только я. Диктор независимого телеканала REN TV Ольга Романова нередко упоминает одежду российских политиков. Комментируя кадры об отставке правительства, она сказала: "Только слепой не увидит, что кресло премьер-министра уже не украшает фигура Михаила Касьянова, у которого, как известно, были лучшие пиджаки и галстуки во всем правительстве". Она упомянула также "голливудскую улыбку" министра обороны Сергея Иванова, которая позволила бы ему сыграть "предателя в Пентагоне в любом боевике".
Я могу подтвердить, что есть множество более юных версий Михаила Касьянова и Сергея Иванова, которые выглядят ничуть не хуже.
Шаги в правильном направлении. Восхождение русского мужчины
Медведи
Григорий Ефимович Распутин, монах-расстрига, известный соблазнитель, целитель и, возможно, основоположник моды на неряшество при дворе царя Николая II.
Леонид Брежнев, председатель Верховного совета с 1977-го по 1982 год, владелец самых больших в мире бровей.
Борис Ельцин, президент России в 1985-1987 годах. Любитель красивой жизни и танцев после одного-двух стаканов водки.
Рыцари
Михаил Барышников, балетный танцовщик.
Роман Абрамович, миллиардер, владелец "Челси".
Александр Мордашов, владелец "Северстали".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях