La Repubblica | 10 марта 2006 г.
Москва заняла жесткую позицию в обмен на вступление в ВТО
Джампаоло Визетти
В ходе визита Сергея Лаврова в Вашингтон Москва сменила позицию. Через год будет открыт путь к вступлению России в ВТО
Иранская ядерная программа вынудила Россию и США пойти на перемирие и взаимные уступки. В то время как в Вене МАГАТЭ занималось решением вопроса о ядерной гонке Тегерана, во вторник в Белом доме было парафировано российско-американское соглашение. Министра иностранных дел России Сергея Иванова принимали в Вашингтоне на уровне главы государства. Это связано с важностью вопроса и давним стремлением к потеплению отношений.
По завершении переговоров между Лавровым и Бушем Москва дала согласие на передачу иранского досье в Совет Безопасности ООН. Было отозвано предложение с просьбой предоставить возможность Тегерану обогащать незначительный объем урана. О принятии этого двустороннего решения было сразу же сообщено в Вену. Теперь Кремль требует отмены санкций и исключения возможности военной операции. Отступление России вынудило и Китай присоединиться к жесткой позиции в отношении Ирана.
Путин получит хорошую компенсацию. Буш пообещал проявлять "большую осторожность" в отношении Ирана и обязался дать через год "зеленый свет" вступлению России в ВТО, еще до вступления Украины. Иранское досье, представляющее для США первостепенную проблему, стало поводом для более широких переговоров с Россией. По словам Буша, на Ближнем Востоке поддержка Путина имеет жизненно важное значение. Москва не отказывается от роли особого посредника не только в отношениях с Тегераном, но и с "Хамасом". Москва поддерживает Сирию и благодаря двойственной позиции может оказаться полезной при выводе войск из Ирака.
Президент США просил Лаврова "ослабить поддержку" врагам Соединенных Штатов. В обмен, помимо ускорения процесса принятия в ВТО, Буш обещал "сбавить тон" и спасти саммит "восьмерки", который должен пройти в июле в Санкт-Петербурге под председательством России. Сенаторы США - как республиканцы, так и демократы - настаивают на срыве саммита, чтобы "преподать урок" Путину, вновь вернувшись к G7. Если Москва не станет оказывать помощь Ирану, Вашингтон не будет выступать с обвинениями в адрес России об отступлении от демократии, нарушении прав человека в ходе чеченской войны, об империалистических устремлениях Кремля в энергетике и его неоднозначной кампании по восстановлению влияния в бывших советских республиках.
Но за этим перемирием кроется совсем иное. Буш и Путин начинают обратный отсчет в своих президентских мандатах, и немного спокойствия не помешает ни тому, ни другому. Как пишут российские газеты, в ходе противостояния в МАГАТЭ Кремль и Белый дом говорили о нефти, газе и выборах. США поставили на чашу весов выборы в Белоруссии и на Украине. Москва поддерживает режим Лукашенко в Минске и силы, которые в Киеве борются против революции. Вашингтон, со своей стороны, финансирует демократических и прозападных лидеров. "Вопрос был следующим, - конфиденциально сообщают источники в Кремле, - как себя вести в случаях взрыва насилия". Ответ: призывы в мирным методам, никакого вмешательства.
Решились разногласия и по энергетическому вопросу. С началом иранского кризиса США опасаются рекордного взлета цен на нефть, чему Россия только порадуется. "Путин дал понять, - говорят в Москве, - что американские компании не окажутся за бортом".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях