UPI | 10 марта 2006 г.
Проблемы США с Путиным
Димитрий Сидоров, Билл Томас
Не стоит рассматривать недавний визит лидеров "Хамаса" в Москву как еще одну попытку Кремля вызвать замешательство в Вашингтоне.
Встреча представителей России с хамасовской делегацией, а также заключенное Россией соглашение о продаже оружия террористической организации, которая сегодня находится у власти в Палестинской автономии, являются проявлением намного более серьезной проблемы в американо-российских отношениях. Это свидетельство желания Москвы вернуться на Ближний Восток с тщательно спланированной кампанией по объединению всех сторон, недовольных политикой США в этом регионе.
Фактически последние шаги Кремля показывают, что, возможно, российский президент Владимир Путин возрождает "доктрину Примакова" времен холодной войны. Эта стратегия, разработанная Евгением Примаковым, жестким политиком советской эпохи, который ныне является советником Путина, была нацелена на то, чтобы бросать вызов США и их союзникам по НАТО на всех важных политических и стратегических фронтах.
Некоторые вашингтонские эксперты по России считают, что в своей внешней политике Россия лишь реагирует на возникающие проблемы и не имеет долгосрочной стратегии. Но продажа оружия Сирии, соглашение о поставке ракет в Иран и сближение России с "Хамасом" вряд ли подтверждают такую точку зрения.
Все это является проявлениями нарастающего политического противостояния между Вашингтоном и Москвой. "Американо-российские отношения развиваются в неправильном направлении", - пишет в своем докладе влиятельная американская организация Council on Foreign Relations. Кремль опять желает стать влиятельным игроком в пределах старой советской сферы влияния, а Белый дом, занятый Ираком, практически не сдерживает эти амбиции Кремля.
Москва влезла в армяно-азербайджанский конфликт, стала помехой на пути разрешения территориальных споров в Молдавии и Грузии, усилила политическое давление на Украину в попытке поквитаться за неудачу на президентских выборах в этой стране и заключила альянс с Узбекистаном после неудавшегося народного восстания и изгнания оттуда американских войск.
После такой пробы сил в бывших советских республиках Кремль обратил внимание на Ближний Восток и Персидский залив. В отличие от советской политики поддержки террористических организаций-изгоев, Путин и его кремлевские коллеги намерены создать сеть поддержки государств-изгоев, чтобы сорвать планы Соединенных Штатов и их союзников.
Москва, которой война в Ираке сыграла на руку, упрочила связи с несколькими соседними странами, в частности с Ираном, где американцам и европейцам предстоит пройти ответственное испытание.
Уже более десяти лет Белый дом безуспешно пытается убедить Россию прекратить сотрудничество с Ираном в ядерной сфере. Подозрения американцев по поводу "мирных, основанных исключительно на финансовых интересах" отношениях между Москвой и Тегераном усилились, когда Россия начала работать на иранских ядерных объектах.
Москва продолжает оказывать Ирану помощь в реализации его ядерной программы, несущей потенциальную угрозу, и более того: российское правительство убедило некоторых на Западе в том, что России можно доверить процесс обогащения иранского урана. На сегодняшний день переговоры между Россией и Ираном так и не привели к результату.
Между тем администрация Буша, судя по всему, не знает, какие меры ей следует применять. Госсекретарь США Кондолиза Райс все еще продолжает утверждать, что отношения Соединенных Штатов с Россией "очень хорошие, возможно, самые лучшие за долгое время". Доклад организации Council of Foreign Relations опровергает такое мнение. Не согласен с ним и один из бывших руководителей ЦРУ, называющий отсутствие у американской администрации достаточного количества рычагов влияния на Москву одной из причин эскалации напряженности вокруг иранской проблемы.
Сегодня российская сторона делает вид, что пытается сотрудничать, говорит он. Момент истины наступит тогда, когда стратегия Кремля сменится на прямую оппозицию, другими словами, когда место доктрины Примакова займет доктрина Громыко - советский министр иностранных дел Андрей Громыко в свое время получил прозвище "мистер Нет" за обычай противодействовать Соединенным Штатам.
Вот тогда-то у Вашингтона и начнутся настоящие проблемы.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях