The Washington Post | 10 мая 2000 г.
Своими действиями Путин нарушает обещание приструнить олигархов
Дэвид Хоффман
В апреле этого года на закрытом совещании в Центральном Банке РФ Владимир Гусинский, российский медиа-магнат, создатель первой национальной независимой телесети, собирался продать учрежденный им ?Мост-Банк?. В тот момент, когда все бумаги были готовы, и оставалось лишь расписаться на документах, раздался звонок из Кремля.
Два источника утверждают, что президент Владимир Путин попросил отложить эту сделку. Звонок стал очередным ударом по Гусинскому, на которого Кремль оказывает давление уже в течение многих месяцев, отчасти из-за деятельности его телеканала, отчасти из-за его сотрудничества с политическим соперником Путина.
В результате, сделка Гусинского, пытающегося расплатиться с долгами, и Центрального Банка не состоялась.
Путин обещал навести порядок в необузданной российской экономике и установить общие для всех правила. Он обещал усмирить дикий капитализм и господство влиятельных бизнесменов, укоренившиеся в стране во время правления Бориса Ельцина, который ушел в отставку 31 декабря.
Но этот телефонный звонок создает совершенно иное представление о Путине как президенте. По словам политиков и бизнесменов, в последние месяцы в стране идет все та же клановая борьба за власть и собственность. Создается впечатление, что Путин скорее готов сосуществовать с системой, созданной олигархами, и даже помогать выбирать победителей и проигравших в этой борьбе, нежели пытаться ее искоренить.
Более того, некоторые аналитики говорят, что вопреки словам Путина о необходимости усиления роли государства в управлении экономикой, в стране наблюдается противоположный процесс. В частности аналитики выражают озабоченность тем, что российская Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, главное агентство экономического регулирования, дало полную свободу действий могущественным финансово-промышленным группам, попирающим права инвесторов и акционеров.
?Это серьезная проблема, - говорит Дмитрий Васильев, бывший председатель Комиссии по рынку ценных бумаг, который в начале 90-х вместе с реформатором Анатолием Чубайсом занимался массовой приватизацией. - С одной стороны, избран новый президент, который сказал достаточно обнадеживающего для инвесторов и всех тех, кто хочет, чтобы в России продолжались реформы - что он хочет защищать права инвесторов, что собирается заставить олигархов играть по общим правилам, что он - приверженец главенства закона?.
?В то же время, с точки зрения конкретных действий мы видим, что принимается множество странных решений? Влияние олигархов в российской экономике не уменьшилось. Мы можем лишь говорить об определенном перераспределении влияния?.
Путин - по крайней мере публично - обещал лишить влиятельных бизнесменов политического влияния. В ходе предвыборной компании Путин сказал, что ?если под олигархами понимать сращивание или представителей групп, которые сращиваются, или способствуют сращиванию власти с капиталом, то таких олигархов не будет как класса.?
Но в течение девяти месяцев пребывания Путина во власти в качестве премьер-министра и исполняющего обязанности президента, клановые капиталистические войны между олигархами вряд ли остановились.
Продавая ?Мост-Банк?, Гусинский искал деньги, необходимые для погашения долгов. Предполагалось, что покупателем ?Мост-Банка? станет Внешторгбанк, владельцем которого является Центральный Банк.
По информации источников, в первый раз Кремль вмешался, когда глава президентской администрации Александр Волошин позвонил председателю Центрального Банка Виктору Геращенко и потребовал отменить сделку. Геращенко ответил отказом. Тогда, через короткое время, о том же самом по телефону его попросил Путин. После этого Геращенко согласился.
Волошин является членом кремлевской элиты, узкой группы лиц, способствовавшей приходу Путина к власти. При Ельцине членами этой группы являлись также бывший глава администрации Валентин Юмашев, дочь Ельцина Татьяна Дьяченко и влиятельный бизнесмен Борис Березовский, руководивший созданием новой прокремлевской политической партии в парламенте. Телеканал Березовского в ходе предвыборной кампании обрушился на политических противников Путина, в том числе на мэра Москвы Юрия Лужкова и бывшего премьер-министра Евгения Примакова. При этом считалось, что средства массовой информации, принадлежащие Гусинскому, симпатизировали Лужкову и Примакову.
До и после состоявшихся в марте президентских выборов кремлевская группа пыталась оказать давление на Гусинского, создателя коммерческой телесети НТВ, владельца газет, журналов и радиостанций.
Недавно Гусинскому было необходимо погасить кредит в $211,6 млн, выданный Credit Suisse First Boston, но он испытывал недостаток в средствах. Кредит был выдан под гарантии ?Газпрома?, естественной газовой монополии, ставшей за некоторое время до этого совладельцем телеканала Гусинского. В марте ?Газпром? помог Гусинскому погасить долг.
?Газпром? предоставил Гусинскому необходимые средства, но вскоре, по всей видимости, передумал и потребовал вернуть кредит, как было заявлено в письме одного из руководителей ?Газпрома?. Представители холдинговой компании Гусинского заявили, что Кремль оказал давление на ?Газпром?, потребовав, чтобы монополия попросила вернуть деньги.
Затем Гусинский, чтобы найти необходимые средства, предпринял попытку продать банк, которая, как сообщается, была пресечена вмешательством Путина. В ?Мост-Банке? отказались от комментариев. Представитель ?Внешторгбанка? заявил: ?Мы не располагаем никакой информацией, и не можем это ни подтвердить, ни опровергнуть?. Алексей Громов, пресс-секретарь Путина не отвечал на телефонные звонки и письменные запросы.
Есть и другие признаки того, что у Путина нет планов урезать привилегии олигархов.
В этом году Березовский и его деловой партнер Роман Абрамович купили более 60% активов российской алюминиевой промышленности. Затем они объявили о своих планах создания альянса с еще одной алюминиевой компанией и учреждения ?Российского Алюминия?, который в случае одобрения будет контролировать 7% мирового рынка и 80% ежегодного российского производства алюминия, объем которого составляет 3,1 млн тонн.
Сначала Путин сказал, что сделка будет проверена российскими антимонопольными органами. Но вскоре министр антимонопольной политики Илья Южанов объявил, что сделка ?формально не нарушает антимонопольное законодательство, поскольку в ходе проверки было выявлено, что в каждом случае было продано мене 20% акций?. Этот комментарий он сделал сразу же после своей встречи с Путиным.
Часто конфликтующий с Березовским Чубайс подверг эту сделку критике в своем интервью Financial Times. ?Мы никогда раньше не видели ничего подобного. Это - беспрецедентная концентрация капитала и СМИ в руках небольшой группы лиц. Тот факт, что подобное слияние, как утверждается, не противоречит антимонопольному законодательству, не говорит о том, что решение было правильным, а свидетельствует о серьезной слабости антимонопольного законодательства?.
Другим признаком олигархической структуры молодой российской рыночной экономики является ряд споров, возникших вокруг деятельности Комиссии по рынку ценных бумаг. В прошлом агентство пыталось поддерживать порядок на находящемся в стадии становления рынке ценных бумаг и защищать права инвесторов и акционеров.
Некоторые обозреватели заявляют, что нынешний председатель комиссии Игорь Костиков принимает решения в пользу крупных финансовых интересов, и что тем самым нарушаются права инвесторов.
Например, в начале 1990-х, когда в стране была гиперинфляция, многие российские граждане позволили уговорить себя вложить средства в прибыльные инвестиционные проекты, обещавшие высокие проценты. Впоследствии ничего возращено не было. Одна из таких инвестиционных компаний называлась АВВА, Всероссийский Автомобильный Альянс. К деятельности этой компании был причастен Березовский. Альянс собрал с россиян около $50 млн с целью создания ?народного автомобиля?. Автомобиль создан не был. Инвесторам предложили акции ?АвтоВАЗа?, крупнейшего российского производителя автомобилей, но на это согласились немногие.
Недавно по информации журнала ?Итоги? и документам, полученным The Washington Post, Юрий Зекстер, генеральный директор ?АВВА?, попросил у Комиссии по ценным бумагам разрешение на реорганизацию компании и раздел ее на две части. Одна часть продолжила бы свою деятельность в качестве инвестиционной компании. А инвесторы с сертификатами ?АВВА? были бы отправлены в другую компанию.
Костиков ответил, что комиссия ?поддерживает ваше намерение отделить ?инертных? инвесторов от остальной части компании, и считает возможным проведение реорганизации? на условиях, описанных в Вашем письме?.
Костиков отказался комментировать ситуацию, представитель комиссии Вадим Белый сказал, что комиссии еще предстоит официально одобрить разделение.
Это удивляет многих аналитиков. ?Каким образом можно возродить веру простых россиян в инвестиции, если может получить одобрение идея о разделении акционеров на правильных и неправильных, пассивных и активных??, - спрашивает Васильев.
Евгений Кротов, глава правительственного агентства, призванного контролировать соблюдение прав инвесторов при проведении подобных схем, сказал, что в результате этого дела возникло много вопросов о роли Комиссии по ценным бумагам. ?Федеральная комиссия может либо защищать права инвесторов, - сказал он, - либо поддерживать компании, которые инвесторов обманывают?.
В другим решением Комиссии, вызвавшем много критики, стало одобрение планов третьей российской нефтяной компании, ?Сургутнефтегаза?, по выпуску 12 млн новых акций, которые достались бы руководству, а акции некоторых мелких акционеров, таким образом, упали бы в цене. Считается, что в этой компании одно из лучших в России руководство, но, по словам Васильева, новая эмиссия нарушает интересы некоторых инвесторов и помогает руководству консолидировать контроль над компанией.
Костиков через своего пресс-секретаря заявил, что эмиссия была зарегистрирована потому, что все документы соответствовали действующему законодательству, и ?в Комиссию не поступило ни одной жалобы от инвесторов относительно компании?.
Недавно заместитель председателя Комиссии Александр Колесников направил в аппарат правительства письмо, где обвинил председателя Костикова в том, что тот пытается ?парализовать и разрушить? деятельность Комиссии, и что новая эмиссия акций ?Сургутнефтегаза? была зарегистрирована, "несмотря на очевидные нарушения прав мелких акционеров".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях