The Washington Times | 10 мая 2005 г.
ЕС и Россия - заложники истории
Гарет Хардинг
На протяжении нескольких месяцев в конце 2004-го и начале 2005 года казалось, что отношения между Россией и ЕС, колючие даже в лучшие времена, улучшаются.
После многолетних колебаний Москва в ноябре подписала Киотский протокол, что дало возможность ввести в действие международный договор об изменении климата и порадовало Брюссель. Через месяц российский президент Владимир Путин предпринял неожиданный шаг и попросил ЕС помочь в установлении мира на Северном Кавказе. В марте лидеры России, Франции, Германии и Испании, выступавшие против войны в Ираке, провели в Париже мини-саммит, желая продемонстрировать прочность своих связей.
Затем история показала свое безобразное лицо, и в отношениях наступил резкий поворот к худшему.
В преддверии 60-летия окончания Второй мировой войны лидеры Эстонии и Латвии - двух новых членов ЕС, которые были аннексированы СССР в 1940 году и до сих пор не подписали соглашения о границе с Россией, - решили бойкотировать торжества в Москве 9 мая, заявив, что для некоторых стран Европы окончание войны стало началом четырех десятилетий оккупации.
В своем выступлении на прошлой неделе член комиссии ЕС по промышленности и предпринимательству Гюнтер Ферхойген призвал Москву признать незаконность советского правления в странах Балтии. "Для Европейского союза важно, чтобы наши отношения строились на правде, - заявил немецкий чиновник. - Мы не должны умалчивать о том, что страны Балтии на протяжении долгого времени были оккупированы".
Премьер-министр Дании Андерс Фог Расмуссен тоже призвал Россию извиниться за послевоенную оккупацию трех балтийских государств. "Мы по опыту знаем, что лучшим средством примирения является признание ошибок прошлого и извинения от имени нации".
Высказывания Ферхойена назвал "неуместными и несвоевременными" посол России в ЕС Сергей Ястржембский, который обвинил "некоторых членов ЕС" - то есть Польшу и страны Балтии - в том, что они носятся с "историческими фобиями и предрассудками", связанными с Москвой.
В дебатах с Кремлем участвуют не только европейские лидеры. Перед своей поездкой в Москву президент США Джордж Буш подверг критике советский договор с нацистами 1939 года, который привел к расчленению Польши, и назвал раздел Европы в 1945 году "одной из величайших в истории несправедливостей".
Разница в том, что отношения между Вашингтоном и Москвой уже были напряженными из-за лекции о демократии, прочитанной Бушем Путину в феврале, и решения президента посетить на пути через Европу Латвию и Грузию, тогда как отношения между Россией и ЕС казались безоблачными в преддверии намеченного на вторник саммита.
"Я хочу, чтобы этот саммит поднял наши отношения с Россией на новый, более высокий уровень", - заявил председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу перед встречей в Москве, в которой будут участвовать Путин, Баррозу, премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер (он представляет страну, которая в первом полугодии 2005 года председательствует в ЕС) и глава внешнеполитического ведомства ЕС Хавьер Солана.
Цель встречи - создать "единые зоны" в сферах торговли, внешней безопасности, юстиции и внутренних дел, образования и науки. ЕС надеется, что, включив Москву в эти структуры, он сможет ликвидировать торговые барьеры, создать стабильный инвестиционный климат, разработать единые стандарты регулирования, сотрудничать в экологической области, развивать обмены между Россией и ЕС, а также отстаивать права человека, законность и свободу прессы.
Однако некоторые аналитики считают, что ЕС наивен, если думает, что деликатные призывы Брюсселя заставят Путина сменить тон. "Стратегия ЕС в отношении России чересчур оптимистична, - говорит Катикна Барыш, главный экономист лондонского аналитического Центра европейской реформы. - Предполагалось, что Россия пойдет по прямому пути к демократии и рыночной экономике. Но сегодня Москва движется в ином направлении, и ЕС не знает, как реагировать".
По мнению Барыш, ЕС должен изменить манеру обращения с Россией, бывшей сверхдержавой, которая до сих пор возводит национальный суверенитет в абсолют и стремится демонстрировать силу на мировой арене. "Россияне хотят от ЕС большего такта и уважения".
Поскольку страны Европы все больше зависят от российских нефти и газа, у ЕС есть сильный стимул проявлять такт в отношениях с Москвой.
"Мы думаем, что наиболее продуктивно смотреть вперед, а не назад", - заявила на прошлой неделе пресс-секретарь ЕС, отвечая на вопрос об отказе Путина извиняться за аннексию стран Балтии. Но бывшие коммунистические страны, присоединившиеся к блоку год назад после почти полувека владычества Москвы, не готовы к компромиссу со своим восточным соседом.
Раскол между европейскими сторонниками примиренческой политики и жесткой линии, возможно, на руку Путину, который в отношениях с ЕС постоянно стремится разделять и властвовать и предпочитает личные контакты с ключевыми лидерами Союза саммитам, проходящим два раза в год, но едва ли это продвинет Россию по демократическому и рыночному пути.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях