The Boston Globe | 10 мая 2006 г.
Российское отступление
Кейси Янг
Выступая в конце апреля в гарвардском Центре Дэвиса по изучению России и Евразии, российская журналистка и общественная деятельница Ирина Ясина вспомнила свой первый приезд в Гарвард 15 лет назад, когда в ее стране происходили огромные перемены. "Россия стала тогда частью мира, - сказала она, имея в виду, конечно, демократический мир. - Теперь перемены идут в другом направлении".
Ясина, выступавшая на одном из семинаров в рамках Сахаровской программы Центра Дэвиса по правам человека, почувствовала эти перемены на собственной шкуре. Она является программным директором фонда "Открытая Россия" - организации, которая поддерживает множество инициатив по продвижению институтов гражданского общества, прав человека и демократических реформ в России (от обучения журналистов и политиков принципам либерализма до просвещения простых граждан по поводу их прав). Фонд основал и финансировал находящийся ныне в местах заключения нефтяной магнат Михаил Ходорковский, преследование которого за неуплату налогов было воспринято как шаг Владимира Путина по подавлению политической оппозиции.
В марте российские власти заморозили банковские счета фонда из-за его связи с Ходорковским, по существу положив конец его деятельности. Хотя фонд обжалует решение, суды пока принимают сторону правительства и мало кто надеется на благополучный исход. У сотрудников и сторонников фонда, сказала Ясина, появилась мрачная шутка: "Открытая Россия" закрыта. В плохие времена черный юмор был для россиян одним из немногих способов личного неповиновения тирании - возможно, эти времена возвращаются.
Фонд "Открытая Россия" - не единственная мишень. Всем независимым гражданским и политическим организациям, сказала Ясина, угрожает новый закон о неправительственных организациях (НПО), вступивший в силу 17 апреля. В закон, в котором многие увидели попытку предотвратить российскую версию украинской "оранжевой революции", заставившей авторитарное правительство уйти, на последнем этапе под влиянием критики с Запада были внесены поправки. Но и новая редакция, по мнению Ясиной, оставляет желать лучшего.
Помимо прочего, закон запрещает анонимные пожертвования независимым организациям; в любой момент от организации могут потребовать доказательств, что на ее счета не поступают "грязные деньги". Разрешено также требовать информацию о любом человеке, участвующем в деятельности НПО; организацию, не подчинившуюся этим требованиям, можно закрыть после второго нарушения.
Насколько жестко этот закон будут применять на практике? Ясина полагает, что неполитические организации вроде благотворительных фондов, помогающих инвалидам, и фондов, поддерживающих искусства, окажутся в благоприятном положении. Но правозащитные, политические и гражданские организации, по ее прогнозу, "ждут трудные времена". Ситуация выглядит особенно мрачной, поскольку политическая оппозиция и СМИ в России уже задушены.
Аналогичную оценку дал несколькими днями раньше в Национальном пресс-клубе в Вашингтоне Андрей Илларионов, бывший экономический советник Путина, который ушел в отставку в декабре, заявив, что Россия уже не является демократической страной. Темой его выступления был июльский саммит "большой восьмерки" в Петербурге, который, по мнению Илларионова, возвестит о "смерти G8", так как Россия не соответствует ни одному критерию промышленно развитой демократии. Последние отчеты о политических свободах, независимости юстиции и коррупции прямо-таки чудовищны.
Интересно, что и Илларионов, когда-то игравший важнейшую роль в приеме России в G8, и Ясина говорили о том, что ни бойкот петербургского саммита, ни участие в нем не являются оптимальным решением. Бойкот поставит Россию на путь изоляции, и Западу будет труднее оказывать на нее положительное влияние. Участие, в свою очередь, будет равнозначно одобрению нынешней российской политики. Возможно, лучшим ответом для западных лидеров было бы приехать и использовать саммит как возможность осудить сползание России к тирании, но подобное нарушение дипломатического протокола маловероятно.
Отвечая на вопросы, Илларионов уклонился от ответа, не боится ли он преследований за свои высказывания. Ясина была откровеннее: три года назад, сказала она, она посмеялась над таким вопросом, но сегодня в опасности оказаться в тюрьме нет ничего смешного.
В вышедшей в 2004 году книге "В защиту демократии" бывший советский диссидент, а ныне израильский политик Натан Щаранский проводит различие между "обществами свободы" и "обществами страха". С какой стороны находится сегодняшняя Россия, совершенно очевидно.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях