Corriere della Sera | 10 мая 2006 г.
"Защищать" права человека теперь будут Пекин, Эр-Рияд и Куба
Данило Таино
Плохая новость: теперь права человека в мире будут защищать (в числе прочих) Россия Владимира Путина, Куба Фиделя Кастро, Китай Ху Цзиньтао, Саудовская Аравия нефтяных принцев и Пакистан Первеза Мушаррафа. Режимы, которые мало что могут рассказать о свободах и правах, избраны Генеральной Ассамблеей ООН членами нового Совета по правам человека, представленного 47 государствами. Хорошая новость: в Совет не удалось пройти ни Азербайджану Ильхама Алиева (Азербайджан избран в Совет ООН по правам человека 103 голосами. - Прим. ред.), ни Ирану Махмуда Ахмадинежада, ни предлагавшему свои услуги Ираку), ни другим серийным душителям свобод, таким как Зимбабве, Ливия, Судан, Сирия. Они не осмелились выдвигать свои кандидатуры в отличие от прошлого периода, когда еще действовала дискредитировавшая себя Комиссия по правам человека, упраздненная в ходе реформы ООН.
Остается только наблюдать за тем, насколько эффективной будет деятельность Совета. Безусловно, старт не слишком ярок: первые шаги новой структуры обременяют тоталитарные режимы, которые могут использовать вхождение в нее в большей степени для защиты от обвинений в нарушении прав человека, чем для защиты прав человека. Более того, Соединенные Штаты были против создания нового Совета, полагая, что в состав структуры входят слишком много членов, делая ее бюрократической структурой, поэтому они не выдвинули свою кандидатуру и занимают крайне критическую позицию. "Мы хотим видеть бабочку, - сказал американский посол в ООН Джон Болтон, - а не напомаженную гусеницу, и называть это успехом". Италия, которая в марте согласилась с реформой, как и весь Евросоюз, питает сомнения и пока не выдвигала свою кандидатуру.
Многочисленные группы гражданского общества, занимающиеся этим вопросом, напротив, приветствовали новый Совет, прежде всего потому, что он разрушил механизм действия старой Комиссии, в состав которой входили диктатуры и которая была полностью неэффективной и бесполезной. Кеннет Рот, директор организации Human Rights Watch, сказал, что в Совете "есть государства, которые не должны были бы там быть", но он оценил тот факт, что многие страны, где систематически нарушаются права человека, не стали выдвигать свои кандидатуры. Ожидается, что Совет будет более эффективным и более жестким в защите прав. Между тем организация "Репортеры без границ" настроена скептически.
Соединенные Штаты хотели бы видеть Совет менее многочисленным и менее бюрократичным, чем нынешний, состав которого сократился с 53 до 47 членов. Более того, США хотели бы, чтобы члены Совета избирались двумя третями Генассамблеи ООН исходя из их заслуг в сфере защиты прав человека. Однако в голосовании приняли участие все члены ООН в количестве 191 без каких-либо ограничений. Вашингтон занимает резко критическую позицию и по квотам: зона, где эффективнее всего защищаются права человека, Запад, получила всего 7 мест в Совете, против 13 представителей от Африки, 13 от Азии, 8 от Латинской Америки и 6 от Восточной Европы (в результате вчерашнего голосования она получила 3 места). Были введены некоторые новшества, как, например, возможность исключить из состава Совета члена этой структуры за нарушение прав человека. Но администрация Буша сочла эти нововведения недостаточными и предпочла занять выжидательную позицию.
По мнению Вашингтона, результаты вчерашнего голосования не улучшают ситуации. В частности, избрание Китая вызывает нервозность у конгресса, где ООН вызывает все меньше симпатии. В программе, представленной Пекином в поддержку своей кандидатуры, говорилось, что будут прилагаться усилия к тому, чтобы Совет не принимал "особых резолюций в отношении конкретной страны": иными словами, Китай хочет, чтобы о правах человека говорилось как об общем и абстрактном факте. Подобная ситуация может привести к тому, что Совет заставят замолчать и это, несомненно, вызовет возмущение в Вашингтоне.
По мнению Буша и его посла Болтона, проблема заключается в том, что знаменитая комплексная реформа ООН не приносит результатов. По расширению Совета Безопасности не было принято никаких решений. Реформа управленческой системы ООН была пущена под откос Группой 77, развивающимися странами, поддерживаемыми Китаем. У тех, кто в американской столице думает, что Объединенные Нации невозможно реформировать, появились новые аргументы.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях