Статьи по дате

Die Presse | 10 мая 2007 г.

Система ПРО. "Вето Москвы не будет"

Буркгард Бишоф

Высокопоставленный чиновник Пентагона Даниэль П.Фата отвергает критику России в связи с запланированным размещением американской системы ПРО в Европе и объясняет, почему Вашингтон не хочет реализовать эту систему в рамках НАТО

- В споре вокруг запланированного противоракетного щита в Европе примечательно то, что его противники ставят под вопрос прежде всего достоверность того анализа предполагаемой угрозы, который США выставляют в качестве аргумента в пользу системы. Начальник Генштаба РФ Юрий Балуевский заявил, что вообще нет причин предполагать, что на головы европейцев в скором времени могут посыпаться иранские ракеты. Действительно ли американский анализ угрозы имеет зыбкую почву под ногами?

- Иран представляет опасность из-за своих ядерных амбиций и амбициозной программы по развитию ядерных технологий не только для США, но и для России. Это русские подтвердили во время недавнего визита министра обороны США Роберта Гейтса в Москву. Новейшая история показала, что оценки спецслужб могут быть и ошибочными, когда речь заходит о разработке баллистических ракет. В 1998 году американские спецслужбы утверждали, к примеру, что Северная Корея будет способна запустить баллистическую ракету только через 5-10 лет, а уже через месяц Пхеньян осуществил запуск подобной ракеты.

- Сколько, на ваш взгляд, Ирану потребуется еще времени?

- Конечно, ему понадобится еще время, кроме того, необходимы особые навыки для того, чтобы разработать баллистические ракеты, однако деньги могут ускорить многое. Мы не уверены в том, насколько далеко иранцы зашли в своей ядерной программе - потребуется ли им до ее окончательной реализации 5 лет или всего 5 месяцев. С уверенностью можно сказать одно: иранская угроза существует, и мы считаем, что эта угроза может стать очень серьезной уже в скором времени. И если мы будем слишком долго тянуть с размещением системы ПРО, то можем упустить шанс отвратить Иран от идеи ракетного налета или, если ракета все же будет выпущена, перехватить ее в небе. При этом Иран является не единственным очагом опасности, другие страны на Ближнем и Среднем Востоке также стремятся обладать баллистическими ракетами. 20 стран либо уже имеют подобные ракеты, либо готовы их приобрести. Мы пытаемся объяснить русскими и это.

- Не только Россия, но и другие европейские государства не хотят принимать американского сценария угрозы.

- С момента проведения последнего саммита НАТО 19 апреля я уже вижу, что некоторые изменили свои позиции. Суть иранской угрозы Североатлантическому совету, а также Совету Россия-НАТО в Брюсселе разъясняли глава американского оборонного агентства по ПРО Генри Оберинг, а также помощник министра по политическим вопросам Эрик Эдельман. Они представили детальный анализ, основанный на секретной информации. При этом все партнеры по НАТО сошлись во мнении, что ракетная угроза действительно существует и Иран представляет опасность, и согласились, что американский противоракетный щит является как раз той системой, которая дополнила бы европейские усилия по защите от ракет малой и средней дальности. Таким образом, участники признали, что иранские ракеты представляют угрозу не только для США, но и для Европы и России.

- Может быть, США изначально допустили ошибки при представлении планов по размещению ПРО?

- Министр обороны Гейтс и другие высокопоставленные представители США признали, что мы должны были раньше начать информировать общественность о системе ПРО. Мы немного запоздали с нашими объяснениями по поводу того, как функционирует эта система, откуда исходит угроза и как ее предотвращать. У нас были связаны руки до тех пор, пока президент не дал зеленого света размещению системы в Европе. Это случилось только в январе.

- Россия недовольно заявляет, что Москве никогда не сообщалось об американских планах. Это верно?

- Нет, это не так. Мы информируем русских о нашей системе ПРО на протяжении двух последних лет. Я неоднократно присутствовал на переговорах между бывшими министрами обороны Дональдом Рамсфельдом и Сергеем Ивановым. Во время этих встреч обсуждалась не только эта система, Рамсфельд обращался к Иванову даже с конкретными предложениями о сотрудничестве. Он приглашал российских представителей посетить наши базы на Аляске, на которых установлены ракеты- перехватчики и относящиеся к ним радарные станции в Калифорнии. Кроме того, русским был предложен обмен данными, а также совместные эксперименты в области противоракетной обороны. Русские никогда не отклоняли этих предложений, но никогда и не принимали их. Таким образом, мы очень хорошо информировали Россию и демонстрировали свою готовность к сотрудничеству.

- Министр обороны Гейтс должен был во время недавнего визита в Москву еще больше расширить предложение о сотрудничестве, адресованное России. Что нового внесено в это предложение?

- Министр Гейтс предложил Москве обсудить систему на встрече экспертных групп. В результате русские должны понять, на что способна американская система и где ее границы. Американцы, со своей стороны, должны понять, в чем заключаются опасения русских. Русские согласились обдумать это предложение. Скорее всего, русских беспокоит возможность расширения системы ПРО. Запланированное размещение 10 американских ракет-перехватчиков не должно доставлять им головной боли. По их мнению, усовершенствование сегодняшней системы ПРО может навредить стратегической силе устрашения, которой обладает Россия.

- А планируют ли США такое усовершенствование?

- В настоящий момент нет. Гейтс предложил в Москве открыто поговорить о том, какие технические усовершенствования беспокоят русских, чтобы найти возможности развеять эти сомнения. При этом мы не хотим связывать себя по рукам и ногам и заявлять заранее, что того или этого мы никогда не будем делать. Россия не будет накладывать вето на систему. Но это не значит, что мы не готовы изучать возможные пути сотрудничества с Россией. Предложенная экспертная группа станет одним из этих путей.

- Что вы можете рассказать об особенностях переговоров в Москве?

- Русские показали нам ту же самую презентацию в Powerpoint, которую за пару дней до этого они демонстрировали в Брюсселе на саммите Россия-НАТО. В этой презентации наши специалисты нашли сразу 6 ошибок. Например: в своей презентации русские переносят наши запланированные для размещения в Чехии установки на территорию Словакии. Еще раз приведу заявления главы Генштаба РФ Балуевского. Он заявил о том, что американцы выступили с предложением о сотрудничестве с той целью, чтобы выведать побольше о российских зенитных ракетах.

- Действительно ли США намерены шпионить за Россией через заднюю дверь?

- Предложение о сотрудничестве, которое в Москву привез Гейтс, было своего рода дорогой с односторонним движением: мы пригласили русских посетить наши противоракетные объекты, не ожидая ответных приглашений. Мы и так заходим слишком далеко в том, что касается объектов, которые мы готовы продемонстрировать русским. Но, конечно, всегда существуют сведения, которые останутся секретными. И мы не требуем от Москвы в качестве ответного шага предоставить возможность заглянуть в российские противоракетные технологии.

- Одно из распространенных опасений, которое постоянно озвучивается, связано с тем, что американский противоракетный щит может привести к новому витку гонки вооружений. Есть ли в этих опасениях разумное зерно?

- То, о чем мы говорим, является оборонной системой. Если возникнет соперничество, кто разработает лучшую систему защиты, это будет великолепно. Наши ракеты-перехватчики даже не оснащены ядерной боеголовкой, таким образом, они не могут быть использованы для нападения. Они разрушают вражеские ракеты при столкновении. 10 ракет-перехватчиков в Польше никоим образом не являются вызовом, брошенным российскому стратегическому потенциалу устрашения. Русские разместили, по некоторым данным, только вокруг Москвы 80 ядерных ракет, кроме того, вокруг российской столицы на протяжении десятилетий существует система ПРО. 10 американских ракет-перехватчиков не навредят стратегическому потенциалу устрашения и не спровоцируют гонку вооружений.

- Функционирует ли американская система ПРО?

- Проводимые до сих пор испытания показали, что система успешна на 80-85%. Мы считаем, что эта система заставит потенциальных агрессоров дважды подумать, прежде чем запускать ракету, поскольку она будет ликвидирована и мы будем точно знать, откуда она прилетела. Нашей реакцией станут адекватные акции возмездия - дипломатические и не только. Основная идея этой системы - устрашение. Именно поэтому мы хотим как можно раньше ввести эту систему в эксплуатацию.

- Как вы думаете, что стало реальной причиной российского сопротивления?

- Скорее всего, существует комплекс причин: с одной стороны, русские до сих пор просто не поняли некоторых технических аспектов системы и будут оказывать сопротивление до тех пор, пока эти недоразумения не будут устранены. С другой стороны, на это указывал и министр Гейтс, определенную роль играют внутриполитические мотивы.

Кроме того, существует еще целый ряд факторов. Технические недоразумения мы можем устранить в ходе открытой дискуссии. Все остальное выводит нас на политическую арену. А в преддверии выборов вопрос о системе ПРО является твердым орешком, который нелегко будет расколоть. Если рассматривать дебаты вокруг противоракетного щита как пропагандистскую войну, как некогда дебаты о довооружении начала 1980-х годов, то Москва в этом до сих пор преуспевала. Так, согласно опросам населения Польши и Чехии, большинство выступает против американского противоракетного щита.

- Могут ли США проиграть эту войну пропаганды?

- В обществе существует определенный страх перед ракетами, и неважно, какие они, наступательные или оборонительные. Сопротивление американской системе ПРО связано в основном с отсутствием понимания того, что она собой представляет. Существуют вопросы, связанные с последствиями работы этой системы для экологии и здоровья человека, вопросы о радиоактивном излучении от противоракетных установок.

Мы пообещали Праге и Варшаве направить экспертов, которые дадут точную информацию обо всех этих аспектах. Кроме того, задаются вопросы, что случится, если ракета-перехватчик столкнется с ракетой, оснащенной ядерной боеголовкой, и какого рода обломки полетят на Европу. Наши специалисты говорят, что большая часть ракетных обломков сгорит в атмосфере. Но важно в первую очередь то, что альтернативой обломкам в атмосфере может стать ядерный удар по какому-нибудь европейскому городу.

- Но почему американская система ПРО не может быть реализована в рамках НАТО?

- Во-первых, НАТО работает над своей собственной системой ПРО. Во-вторых, США полностью оплачивают компоненты системы, которые будут установлены в Польше и Чехии из своего кармана. В-третьих, в 1970-1980-е годы прошло несколько лет, пока члены НАТО пришли к единому мнению относительно довооружения в ответ на угрозу, которую представляли советские ракеты средней дальности. Сегодня мы не имеет столько времени на дискуссии и принятие решения. Но, несомненно, дискуссии в рамках НАТО о том, как будут взаимодействовать натовская система и американский противоракетный щит, проводиться будут.

- Но если размещение компонентов системы ПРО в Чехии и Польше по каким-либо причинам не состоится, есть ли у США альтернатива, к примеру возможность разместить их на территории Великобритании?

- Анализ, проведенный в последние годы, показал, что Польша и Чехия являются оптимальными местами для размещения системы ПРО. Но, конечно, существуют и другие возможности. В настоящий момент мы не обдумываем альтернативу радарной установке в Чехии. Мы уверены: если мы обеспечим доступ чешским властям, а также противникам установки радара в Чехии доступ к информации и ответим на все их вопросы, то там или парламент, или население на референдуме проголосуют за американскую систему. Если этого не произойдет, альтернатива найдется.

Источник: Die Presse


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru