The Independent | 10 мая 2007 г.
Лондонская изгнанница осмеливалась критиковать Путина
Анна Пенкет
Эта оживленная блондинка избежала смерти от бомбы, которая взорвалась возле ее квартиры, лишь потому, что в последний момент решила довести до идеала форму своей прически, вместо того чтобы поспешить к ожидавшему ее такси.
Теперь она убежала из России, чтобы просить в Англии политического убежища от угрожающей ей "смертельной опасности", и сидит в вестибюле гостиницы, название которой просит не упоминать.
В чем ее преступление? Похоже, она рассердила хозяина Кремля своим бестселлером, в котором обвинила президента Владимира Путина в удушении свободы прессы и других политический свобод в России.
33-летняя Елена Трегубова - бывшая журналистка кремлевского пула. Ее пикантная первая книга "Байки кремлевского диггера" дала читателям редкую возможность заглянуть внутрь коридоров власти.
Она опубликовала ее в 2003 году, после того как три года сопровождала по всей стране президента Бориса Ельцина, а затем еще год освещала деятельность Путина. "Главный смысл этой книги: Путин погубил свободу прессы в России, - говорит она. - Конечно, и с Ельциным были проблемы, но тогда была эпоха свободы, эпоха надежд".
Книга сразу стала успешной в России. В ней была описана сцена флирта с Путиным за суши, в то время, когда он был директором спецслужбы ФСБ.
Вскоре после выхода книги Трегубова потеряла работу в газете "Коммерсант" и попала в черный список российской прессы.
В числе прочих, книга критиковала - в связи с ельцинской распродажей государственной собственности - и Бориса Березовского, тогда владельца "Коммерсанта", а ныне политического эмигранта в Лондоне.
Но, несмотря на увольнение Трегубовой, Березовский тогда позвонил ей. "Он сказал, что это - первая книга, которую он прочитал с начала до конца, после "Невыносимой легкости бытия" Милана Кундеры".
Она уже знала, что путинская Россия становится опасным местом для журналистов. В феврале 2004 года, за несколько секунд до того, как она открыла дверь своей квартиры, на лестничной площадке взорвалась бомба. Но она все еще была полна решимости оставаться в Москве. Итальянское и немецкое издание ее книги пользовалось успехом, а она за это время написала продолжение под названием "Прощание с диггером".
Когда в октябре прошлого года была убита журналистка Анна Политковская, Трегубова написала открытое письмо канцлеру Германии Ангеле Меркель, призывая ее защитить свободу прессы во время предстоящей встречи с Путиным.
Письмо было опубликовано в Die Zeit под заголовком "Ваше молчание - соучастие". Меркель сказала, что потрясена смертью Политковской, и призвала расследовать ее.
Но Путин заявил, что влияние убитой журналистки в России было "крайне незначительным". "Когда в Дрездене Путина спросили об Анне, причем западные журналисты, а не российские, его ответ стал сигналом всем журналистов: если вы думаете, что Запад вам поможет, то зря".
Политковская стала тринадцатым журналистом, убитым в России после избрание президента Путина в 2000 году. "Когда погибла Анна, я поняла, что это может случиться и со мной", - говорит Трегубова. Она сожалеет о том, что в России стала преобладать "пиарная" журналистика. Но почему президент Путин боится свободной прессы?
"Во-первых, потому, что он из ФСБ-КГБ. Когда я училась журналистике, моими учителями были русская служба BBC, "Голос Америки" и "Немецкая волна". А для него, в советские времена, они были врагами государства. Мои друзья были его врагами. Во-вторых, потому, что если бы он был сильным лидером, он не боялся бы. Но он слаб. Он боится своих же граждан".
Она не может говорить о событиях, которые заставили ее принять решение просить политического убежища в Британии. Она подписала свое прошение 23 апреля, в день, когда умер Ельцин. "Когда я знала, что Ельцин умер, это было как бы ответом, знаком, что наступил конец эпохи".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях