The Washington Post | 10 мая 2016 г.
56 часов с российской армией в Сирии
Эндрю Рот
"В прошлые выходные Минобороны РФ предложило мне поучаствовать в трехдневном пресс-туре в российскую армию в Сирии без указания точных дат и мест назначения. Приглашение сопровождалось особым предупреждением для американских журналистов, участвующих в мероприятии. Чиновник сказал, что, если мы напишем об увиденном что-то негативное, это будет для нас "первой и последней поездкой", - рассказывает Эндрю Рот в The Washington Post.
"Российская армия вырабатывает новый дружелюбный (или хотя бы терпимый) к прессе имидж. Появились такие новшества, как телевизионные брифинги, разнородные мероприятия для разгона крови под названием Международные военные игры, а также сеть магазинов одежды с патриотичными кожаными куртками и детскими футболками, - отмечает журналист. - Но исполнение оркестром Мариинского театра Прокофьева и Баха в древнем амфитеатре, недавно отбитом у вооруженной группировки "Исламское государство" (запрещено в РФ. - Прим. ред.), - самый амбициозный пресс-трюк министерства обороны, который пока намного впереди всех остальных. Это был грандиозный пропагандистский эксперимент, обвенчавший культурное наследие России с ее военными амбициями".
Рот предполагает, что Россия пригласила репортеров The Washington Post и The New York Times, а также команды телеканалов CNN и BBC именно ради освещения этого концерта. Более 100 зарубежных журналистов вылетели из Москвы в Хмеймим поздно вечером во вторник, на самолете "Ил-62" министерства обороны. В пути у них забрали паспорта, говорится в статье.
"Оставшуюся часть поездки мы вели репортажи из пузыря. На туристическом автобусе нас без предупреждения отвозили из одного места назначения в другое. Мы должны были быстро собирать материал и возвращаться в автобус. У нас не было источников информации, помимо наших российских хозяев, и оставалось только помнить, что мы видим лишь то, что хотела нам показать российская армия", - сообщает Рот.
"Нашим первым местом назначения была сама авиабаза, тайно обновленная российской армией перед тем, как в сентябре в Сирии вдруг появились российские самолеты, - рассказывает журналист. - Когда мы прибыли, военный персонал стоял в строю, репетируя намеченный на понедельник парад в честь победы над нацистской Германией во Второй мировой войне. Адъютант по связям с прессой сказал мне, что наше прибытие во время репетиции - совпадение. Эта фраза повторялась каждый раз, когда в этой поездке нам попадались сцены, похожие на постановочные".
"Визиты были рассчитаны, главным образом, на телевидение: мы быстро перемещались от палатки к палатке, чтобы операторы проводили съемку и двигались дальше", - говорится в статье. В ответ на вопрос, как живется на базе, солдаты посоветовали журналистам поговорить с офицером, который сообщил, что служба на базе проходит трехмесячными сменами, у военнослужащих хватает времени на отдых, а по выходным проводятся концерты.
"Мы спросили [начальника Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ Александра] Конашенкова о работающей при поддержке "Врачей без границ" больнице в Алеппо, которая, как сообщается, в прошлом месяце пострадала от авианалета, причем не менее 55 человек погибли, - передает Рот. - Конашенков достал октябрьский спутниковый снимок, доказывающий, по его мнению, что информация о гибели людей сфабрикована. Конашенков уходит от ответа на вопрос, каков общий косвенный ущерб от российских авиаударов и сколько мирных жителей от них погибло: по его словам, российская авиация не наносит вреда мирному населению. Пресс-конференция продолжается еще четверть часа и неожиданно прерывается".
Журналистов везут на "церемонию примирения" в одну из деревень под Хамой, освобожденную недавно от "Фронта ан-Нусра" (запрещенная в РФ организация. - Прим. ред.). Там их встречают местные жители с портретами Башара аль-Асада. Только на месте репортеры узнают название деревни - Каукаб.
Из Каукаба их отвозят в пятизвездочный отель в Латакии, где они проводят ночь. В 7 утра группу перевозят в Пальмиру, где, по слухам, должен состояться концерт с участием друга Путина - виолончелиста Сергея Ролдугина, "которому принадлежат зарубежные банковские счета, послужившие для вывода сотен миллионов долларов, по данным утечек из "Панамских документов", поясняет в скобках Рот.
"Без интернета и почти без сотовой связи, большую часть семичасовой поездки мы выискиваем признаки жизни в проносящихся мимо городах и поражаемся мерам, принятым для обеспечения безопасности нашего путешествия", - говорится в статье. На десятки миль по пути следования конвоя из армейских вездеходов и бронетранспортеров перекрыты все съезды и перекрестки, а над конвоем летают не менее четырех вертолетов.
"По государственному телевидению этот концерт будут вещать в каждый российский дом. Но чтобы добраться до западной публики, Кремлю нужны мы", - отмечает Рот.
Вскоре после часового концерта журналисты возвращаются в отель, а на следующий день вылетают в Москву, где приземляются через 56 часов после вылета в Хмеймим, говорится в статье.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях