Статьи по дате

Die Welt | 10 ноября 2000 г.

Кайзер, выкупленный у России

Катарина Докхорн

На палубе яхты ?Гогенцоллерн? царит оживление: кайзер Вильгельм Второй отмечает вместе с командой Пасху. Происходящие на яхте события воссозданы режиссером Петером Шамони для фильма ?Его Величеству нужно солнце?. Необходимые материалы Шамони по крупицам собирал в архивах Осло, Амстердама и Москвы.

?Эти находки стали самыми счастливыми моментами моей пятилетней работы?, - рассказывает режиссер. В российском киноархиве Шамони сделал и другие ценные приобретения, среди которых кадры, запечатлевшие визит царя Николая в Германию и редкие кадры, изображающие кайзера Германии.

Благодаря находкам Шамони, достоянием общественности стал ряд документов, официально считающихся пропавшими. Изначально они были собственностью Имперского киноархива в Бабельсберге, в котором хранились все фильмы, снятые в Германии. В 1945 г. эта территория была занята Красной Армией, и до создания в 1945 г. Государственного киноархива ГДР любые киноматериалы могли беспрепятственно вывозиться.

Российские официальные лица утверждают, что в 1948-49 гг. все вывезенные архивные киноматериалы были возвращены Германии. ?В прежние времена тема вывоза культурных ценностей была настоящим табу?, -вспоминает Ханс-Гюнтер Фогт, в свое время работавший в Государственном киноархиве ГДР, а в настоящее время в Киноархиве ФРГ. Перемены наступили только с началом перестройки в конце 80-х годов.

С 1990 г. Федеральный киноархив добивается возвращения в Германию части материалов хроники ?Вохеншау?. По оценкам Фогта, по меньшей мере, 50% вывезенных в Москву материалов уникальны и очень ценны. Более точную оценку дать невозможно, потому что в настоящее время в распоряжении Федерального киноархива находится лишь список вывезенных фильмов, переведенный с немецкого языка на русский, а потом обратно. ?Для того чтобы понять, о каком выпуске в действительности идет речь, нужно очень много фантазии?, - объясняет Фогт. По словам Шамони, все материалы находятся в очень хорошем состоянии, русские предприняли все необходимое, чтобы сохранить фильмы от разрушения.

Переговоры о возвращении вывезенного в Россию немецкого кинофонда, проводившиеся в начале 90-х гг., окончились неудачей из-за крупных финансовых претензий российской стороны, потребовавшей от правительства Коля около миллиарда немецких марок. Германия, чтобы не прекращать переговорный процесс, предложила в случае возврата фильмов в течение 50 лет передавать России все доходы от выдачи лицензий на прокат киноматериалов. Москва это предложение отклонила. Сейчас немецкие специалисты возлагают надежды на продолжение переговоров о возвращении трофейных ценностей. В Законе ?О трофейных ценностях? Государственная Дума объявила собственностью России тысячи немецких фильмов и других документов. После возвращения России двух предметов из знаменитой Янтарной комнаты немцы надеются на ответные шаги российской стороны. Был составлен список из двенадцати предметов, которые Германия хотела бы вернуть в первую очередь. Речь, в частности, идет о витражах из Франфуртской Мариенкирхен и экспонатах первобытной истории из Берлинского музея. Фильмы из имперского архива в этом списке не упоминаются.

Источник: Die Welt


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru