Corriere della Sera | 10 ноября 2002 г.
Россия: свобода в опасности
Анджело Панебьянко
Последствия террористической акции в театре на Дубровке не заставили себя долго ждать. Государственная Дума уже одобрила законопроект, ограничивающий право газет и телевидения на передачу информации о возможных будущих терактах. Если раньше СМИ могли "освещать" действия чеченских террористов, захвативших театр, также, как это могут делать СМИ в западных странах, то в будущем они лишатся такой возможности. Средства массовой информации уже будут не в праве сообщать о требованиях террористов, задавать неудобные вопросы или критиковать решения правительства, направленные на борьбу с террористами. С принятием этого закона, поддержанного общественностью, была пролита кислота на молодой и чрезвычайно хрупкий росток "свободы прессы " в России. Над этим должны задуматься те деятели на Западе, кто "с прохладцей" осуждает исламский терроризм, кто оправдывает действия террористов, кто утверждает, что во всем этом виноваты Соединенные Штаты (и русские из-за своих действий в Чечне), те, кто говорят о том, что "это война между богатыми и бедными", или во всем обвиняют "глобализацию". Терроризм не только порождает невинные жертвы, он наносит удар и по свободе. После 11 сентября и мы на Западе стали менее свободны, чем раньше, потому что правительства должны противостоять угрозе терроризма, принимая специальные законы и вводя особые меры безопасности, в конечно итоге, ограничивающие личные свободы. На Западе, между тем, свободы укоренились настолько прочно, что могут быть поколеблены лишь в условиях невероятных катастроф. Они могут быть лишь слегка сужены, как например, в интересах борьбы с терроризмом, но не ликвидированы.
В России сложилась иная ситуация. Там нет никаких либеральных традиций, за которые можно было бы зацепиться. Там лишь десять лет назад на обломках коммунистического строя возникла хрупкая демократия. Российская демократия, в силу обстоятельств, не достаточно либеральна, ей потребуются десятилетия спокойного существования, чтобы стать похожей, в плане свобод, на западные демократии. Здесь терроризм в течение нескольких дней может свести на нет успехи, достигнутые за одно десятилетие. В отличие от того, о чем говорили некоторое западные критики, президент Путин принял единственно возможное решение, отдав приказ о начале операции против чеченских террористов, захвативших театр: с террористами ни при каких обстоятельствах нельзя вести переговоры, чтобы потом не оказаться еще более слабым и уязвимым перед другими терактами. Но, как и можно было предположить, принимая во внимание российские традиции, фаза, последовавшая за операцией по освобождению заложников, продемонстрировала пренебрежение к безопасности заложников, являющейся приоритетной задачей в западных странах. Следует отметить, что терроризм, также как и война в Чечне, взаимодействуя с давней традицией деспотизма, помогает России укреплять авторитарную демократию. Авторитарная демократия, между тем, лучше, чем тоталитарный однопартийный режим (есть больше личных свобод, и избиратели могут выбирать своих представителей), но она отличается от западной демократии. Это, возможно, самое большое, что сегодня может себе позволить Россия. Но данная констатация должны сделать нас более осторожными.
Россия - необходимый союзник в антитеррористической борьбе, но с ней нельзя наладить такие же отношения взаимного доверия, которые обычно устанавливаются между либеральными демократиями. Об этом должны задуматься те, что желает, чтобы в будущем Европа была полностью независима от энергетических поставок, контролируемых русскими.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях