Le Monde | 10 ноября 2002 г.
Епископы Франции выступают против пересмотра закона 1905 года
Ксавье Тернизьен
В преддверии столетия со дня принятия закона о разделении Церквей и государства епископы начали дискуссию о взаимоотношениях между Католической Церковью и светской властью на ежегодной ассамблее, прошедшей 3?9 ноября в Лурде. "Мы не хотим ни пересмотра, ни "подкрашивания" закона 1905 года", ? решительно заявил архиепископ Парижский Жан-Мари Люстиже. "Большинство католиков примирилось с разделением Церквей и государства, ? подчеркнул архиепископ Ангулемский Клод Дажен, автор "Письма к католикам Франции", опубликованного в 1996 году и посвященного отношениям между Церковью и обществом.
Недвусмысленно принимая принцип светскости, епископы, однако, считают, что закон о разделении Церквей и государства распространяется на них не полностью. В своем вступительной речи Жан-Пьер Рикар, председатель Епископской конференции, уточнил особую позицию Католической Церкви по данному вопросу: "Нас этот закон не касается в той мере, в какой он касается тех, кто признал его статьи, касающиеся религиозных ассоциаций". Иначе говоря, католические иерархи считают, что многие аспекты их взаимоотношений с государством регулируются не законом 1905 года, а соглашениями 1923?1924 годов, заключенных между Францией и Святым престолом.
Дискуссия, начатая Католической Церковью, затрагивает четыре темы: взаимоотношения государства и Церкви, благотворительность, сфера образования и использование культовых зданий. Последний пункт вызвал самый бурный обмен мнениями. Большинство церквей и соборов принадлежит государству и местным общинам, а духовенство является лишь их "пользователем". "Бывает, что депутаты устраивают культурные мероприятия, не поставив в известность духовные власти, ? говорит Клод Дажен. ? Я не против, пусть в церквах дают концерты, но там нельзя играть "Риголетто" или "Парижскую жизнь"! И наоборот, бывает, что настоятели проводят какие-то работы, не спрашивая на то разрешения у местных властей".
Возвращаясь к полемике, которую вызвало появление в 2000 году книги Рене Ремона об "обвинениях в адрес христианства" и о "новом антихристианстве" во французском обществе, Клод Дажен выразил сожаление, что эта инициатива вызвала ощущение того, что Церковь заняла "сугубо оборонительную позицию". "К нам относятся ни лучше и не хуже, чем к другим религиям", ? заявил он.
Между тем уже утихает полемика по другому поводу ? о замене по требованию Франции упоминания в хартии Европейского союза о "религиозном наследии" Европы формулировкой о "духовном наследии", которую сочли более нейтральной. Вице-президент Конференции епископов Жорж Понтье и председатель социальной комиссии епископата оба утверждают, что окончательно принятая формулировка их устраивает. В тексте социальной комиссии, который будет передан президенту Конвента о будущем Европы Валери Жискар д'Эстену, упоминается о "религиозном и духовном наследии Европы". Монсеньер Епископ Клермон-Ферранский Ипполит Симон, в свою очередь, высказал пожелание, чтобы будущая конституция Европы упоминала о Боге, признавая при этом плюрализм религиозных верований, по примеру польской конституции 1997 года.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях