The Washington Post | 10 ноября 2003 г.
Путин и его соседи
Джексон Дил
Кое-кто на Западе, возможно, до сих пор не уверен в том, есть ли какой-то особый смысл у кампании, начатой российским президентом Владимиром Путиным против самого богатого бизнесмена страны Михаила Ходорковского. Им бы надо поговорить с независимыми лидерами более полудюжины стран, граничащих с Россией, для которых осенняя консолидация авторитаризма в духе КГБ в Москве равнозначна усилению путинских попыток восстановить империю.
В последние два месяца американские и европейские лидеры были слишком заняты Ираком, и ряд откровенно имперских инициатив Путина прошел почти без возражений. Цепь событий началась 19 сентября в Ялте, где Путин заставил лидеров Украины, Белоруссии и Казахстана подписать имеющий далеко идущие последствия договор о "едином экономическом пространстве". Ни одна из трех стран не хочет союза, но они зависят от России в поставках и транспортировке нефти и газа, что позволяет Путину добиваться от них уступок.
29 сентября российские ВМС без предупреждения начали строить дамбу в Керченском проливе, стремясь взять под свой контроль остров и прилегающий к нему судоходный канал, принадлежащие Украине. Строительство было приостановлено после того, как Украина прислала в этот район подкрепление, но Москва достигла своей цели: президенту Украины Леониду Кучме пришлось согласиться на "переговоры" о контроле над стратегически важным водным путем и прилегающим к нему Азовским морем, где, возможно, имеются запасы нефти.
5 октября состоялся фарс под названием "выборы" в Чечне, мусульманской республике, попытки которой добиться самоуправления были подавлены путем военного вторжения, начавшегося по приказу Путина три года назад. Удалив из предвыборной гонки всех серьезных кандидатов, Москва узаконила там непопулярный марионеточный режим.
9 октября Путин и его министр обороны Сергей Иванов появились на пресс-конференции и подробно изложили "доктрину Путина". Москва, заявили они, оставляет за собой право урегулировать все споры в соседних государствах военным путем и контролировать нефте- и газопроводы, идущие из Центральной Азии и с Кавказа на Запад. "Даже те части системы, - подчеркнул Путин, - которые находятся за пределами России".
Во всех странах, находящихся между Россией и государствами Центральной Европы, вступающими в НАТО и Европейский союз, слабые правительства находятся под давлением. Белоруссии был установлен срок до 1 января 2005 года для принятия российского рубля в качестве национальной валюты, что является частью путинского плана вернуть страну в союз, управлять которым будет Кремль.
Павел Бородин, которого Путин назначил секретарем зарождающегося союзного государства, в октябре заявил в интервью Financial Times, что его начальник в 2008 году, возможно, уйдет с поста президента России в президенты союза и поведет экспансию в целях консолидации "постсоветского пространства".
Фактическая аннексия Россией двух грузинских провинций продолжается, так как российские войска остаются на своих базах в нарушение международных договоров.
Игнорируя последнее из нескольких соглашений с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, российские войска остаются также и в Молдове. Там Путин требует, чтобы законно избранное правительство проигнорировало собственную конституцию и согласилось на "федеративный" союз с отделившейся Приднестровской республикой, где правит российская мафия, поддерживаемая Москвой. Если Молдова уступит, Россия на вечные времена получит право вето в ее государственной и внешней политике.
"Доктрина Путина опасна для демократии в самой России, но она представляет опасность для независимости стран, окружающих Россию, - говорит Иурие Рошка, глава христианско-демократической народной партии Молдовы. - Мы страдаем от новой российской политики имперской экспансии".
На прошлой неделе Рошка и еще двое молдавских политиков приезжали в Вашингтон в отчаянной попытке добиться от США поддержки независимости своей страны. Хотя демократы с Капитолийского холма выразили им свою симпатию, Рошка сказал, что и этого не удалось добиться от Госдепартамента, с одобрения которого Путин осуществляет "федеративный" захват.
Это не удивительно: администрация Буша довольно вяло относилась к спорадическим попыткам Украины, Грузии и Армении отгородиться от Москвы, установив связи с такими западными организациями, как НАТО. В отношении соседей, как и в деле Ходорковского, Буш и его помощники говорят, что им не нравятся действия Путина. Но они признают, что в настоящее время не готовы ни на что большее, чем слова.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях