Financial Times | 10 ноября 2005 г.
Россия предлагает компромиссное решение по Ирану
Рула Халиф, Дэниел Домби, Гарет Смит
Европейский союз рассматривает компромиссное предложение России по иранской ядерной программе, допускающее некоторые ядерные работы на территории Ирана, хотя в прошлом ЕС исключил такую возможность.
Российское предложение обеспечить гарантии безопасности того, что ядерные материалы не будут использованы для изготовления оружия, будет выдвинуто секретарем Совета безопасности РФ Игорем Ивановым, чей трехдневный визит в Иран начнется завтра.
В соответствии с этим предложением за Ираном сохраняется право использовать ядерные технологии, но при условии, что все работы по обогащению урана - которое необходимо для производства ядерного оружия - будут осуществляться в России. Ключевой уступкой Тегерану является то, что таким образом завод в Исфахане сможет продолжать работы по конверсии урана - начальной стадии ядерного цикла.
Этот шаг был сделан в период, когда Великобритания, Франция и Германия, которые возглавляли переговоры ЕС с Ираном, пытаются заручиться международной поддержкой своей позиции в преддверии ключевого голосования по ядерной безопасности в ООН, которое состоится через две недели.
Иран ранее предупреждал, что любые шаги по передаче иранского ядерного досье в Совет Безопасности ООН могут привести к тому, что иранцы разморозят работы по обогащению урана - что стало бы самым страшным кошмаром для ЕС.
Британские чиновники сказали, что принятие российской идеи "не исключено". Европа может также обдумать свою "роль" в ядерном центре в Исфахане, несмотря на то, что ранее ЕС призывал к полному прекращению работ на этом предприятии.
"Мы должны убедиться, что эти соглашения находятся в соответствии с программой по нераспространению ядерного оружия", - отметил представитель Великобритании. Он предположил, что, если эти предложения будут сочтены приемлемыми европейскими правительствами, Соединенные Штаты их тоже поддержат. "Если мы может с чем-то смириться, то и американцы смогут", - сказал он.
Вчера министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал, что между Россией и ЕС нет "пропасти" в отношении Ирана.
Однако не факт, что предложение России устроит Тегеран. Хотя руководитель иранской ядерной программы Али Лариджани недавно попросил ЕС о возобновлении переговоров, не поступало никаких сигналов того, что Тегеран готов отступить от своих давних претензий на "права" полностью контролировать ядерный цикл, включая стадию обогащения урана.
Предложение России совпало по времени с периодом подготовки к встрече МАГАТЭ, запланированной на 24 ноября. На встрече предполагается обсудить, как Иран реагирует на принятое в сентябре заключение о том, что он не выполняет свои обязательства. Заключение МАГАТЭ знаменовало первый шаг к передаче дела в СБ ООН.
В попытке избавиться от международного давления Иран стал более активно сотрудничать с инспекторами МАГАТЭ, недавно предоставив им доступ на ядерный комплекс.
Западный дипломат сказал, что США и три европейских государства не имели поддержки России и Китая, необходимых для СБ ООН.
Неприсоединившиеся страны-члены совета, такие как Индия и Южная Африка, тоже были не на их стороне, особенно когда глава МАГАТЭ Мохаммед аль-Барадеи подчеркнул на этой неделе в Вашингтоне, что агентство достигло существенного прогресса в ходе инспекции в Иране.
Однако отношения Ирана с западными правительствами были осложнены противоречивыми комментариями нового президента страны Махмуда Ахмадинежада, сторонника жесткой линии. Его призывы "стереть с карты" мира Израиль были встречены с большим неодобрением.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях