Статьи по дате

Der Spiegel | 10 ноября 2005 г.

Антивоенная служба спасения

Аника Целлер

В России многие поступают в вуз лишь по одной причине: это наилучший способ избежать призыва в ненавистную казарму, мучений каждого новобранца и чеченской войны. С получением диплома отсрочка заканчивается - студенческая служба спасения помогает уклонистам

Плакат в коридоре настраивает на успех: "Победа в твоих руках!" Сияющая бегунья-блондинка на финишной прямой, руки, победно поднятые вверх. Никто не обращает на нее внимания, лишь Денис Зайцев периодически бросает взгляд. Денис - директор фирмы Antiprisyw.Ru. Она помогает выпускникам вузов избавиться от ненавистной военной службы - по утверждению ее основателей - "быстро, законно и профессионально".

Пять лет учебы, пять лет безопасности. Из института в армию не берут. Совсем недавно министр обороны Иванов пообещал: "Студентам брить лбы не будут". Слова, подобные этим, одних успокаивают, а других наводят на мысль пойти учиться. "Примерно треть студентов мужского пола, - считает Денис, - идут в вузы только из боязни попасть в армию". Однако отсрочка заканчивается с получением диплома. Тем, кто моложе 27 лет, следующие два года придется стоять по стойке смирно. Однако такого варианта никто не хочет - и тогда на всем пространстве от Калуги до Камчатки начинается судорожный поиск альтернативных решений.

"У российской армии большая проблема с имиджем", - говорит военный журналист Влад Шурыгин. Небольшая зарплата, небольшой авторитет - это отпугивает. Однако более всего подрастающее поколение боится так называемой дедовщины, жутких издевательств над новобранцами. Основную причину страха перед армейской службой более двух третей россиян видят именно в ней. Следующая причина - страх попасть в Чечню. Ее называют 42%.

Охота на уклонистов

Ужасные истории казарменной жизни - это капитал Дениса. Вместе с тремя друзьями четыре года назад юрист зарегистрировал фирму Antiprisyw.Ru. Студенческая служба спасения себя окупает: полноценный "антипризывной" пакет стоит целых 900 долларов. Лучше всего дела идут весной и осенью, когда власти начинают охоту на уклонистов. В последнем списке призывников числится 140 тыс. человек.

Октябрь, утро, 11:30. На Татарской улице в Москве жизнь бьет ключом. В пустынном офисном комплексе Денис снял маленькую комнатушку. Каждые полчаса раздается стук в дверь, телефон пронзительно звонит не менее тридцати раз в день. Тревожные сигналы поступают со всех концов страны. Однако Денис может помочь только тем, кто приходит к нему лично, например Володе. В июле клиент службы спасения получил диплом. Вчера ему пришла повестка из военкомата.

Вместе с Денисом он листает каталог отсрочек. Опытный Денис советует писать диссертацию. Это гарантирует еще три года спокойной жизни. Однако у Володи больше нет желания сидеть за книгами, как, впрочем, и денег, чтобы купить степень. Итак, вариант номер два: обзавестись ребенком. У кого есть ребенок или лучше два, тому не нужно служить в армии. Как и тем, которые ухаживают за своими родителями. Но и тут промашка: Володины родители находятся в расцвете сил, а для уютного семейного счастья ему не хватает жены.

Ячейки в военной сети

Остается "самый безопасный и эффективный" вариант - проблемы со здоровьем. Примерно 400 заболеваний официально признаны причиной, освобождающей от военной службы. "Здесь каждый найдет себе что-нибудь подходящее", - усмехается Артем Мугунянц, друг и коллега Дениса. Нашел и Володя. У него астма - не смертельная, но, наверное, и ее будет достаточно.

Володин случай оказался для Дениса простым. Зато следующий клиент - твердый орешек. Роман изучал англистику и параллельно проходил обучение на военной кафедре университета. Военные кафедры - это советское изобретение 1926 года. Их принцип состоит в том, чтобы раз в неделю прививать студенту "военные навыки". В его случае, как выразился 23-летний Роман, это были "разные ненужные военные слова".

Сверхурочную военную подготовку проходит примерно 25% студентов - следует заметить, добровольно. Многие надеются, что таким образом им удастся избежать военной службы. Как их дедам, отцам и старшим братьям. Однако сегодня этот расчет уже не оправдывается. Ячейки в военной сети становятся все мельче. Все чаще в них попадают выпускники военных кафедр.

План Б: "Бежать, пока не поздно!"

Ребята из Antiprisyw.Ru не могут помочь Роману. У него, как у выпускника военной кафедры, гораздо меньше отсрочек, чем у остальных студентов. "Возможность положительного результата слишком мала", - признается Денис. Поэтому тот, кто сегодня хочет действовать наверняка, обходит военные кафедры за версту.

Как долго лучшим выходом будет оставаться бегство, никто не знает. Путинская военная реформа набирает ход. Совершенно неизвестно, чем она в конце концов обернется для молодежи. В прошлом году число отсрочек планировалось сократить - кошмар для будущих поколений студентов. Однако дело дошло до протестов, и план был отложен в долгий ящик. Теперь в качестве альтернативы министерство обороны хочет закрыть большинство военных кафедр. Это еще более усилит опасность армейской службы для выпускников оставшихся кафедр.

Следствием всего этого является громадная неуверенность. Только на форуме сайта Antiprisyw.Ru содержится 6000 вопросов. Денис и Артем считают, что в крайнем случае надо следовать плану Б: "Бежать, пока не поздно!" Но это вариант для "людей с крепкими нервами", иначе нет смысла, говорят они. Кто сможет продержаться достаточно долго, достигнет своей цели и будет радоваться. "Как та блондина на плакате", - усмехается Денис.

Источник: Der Spiegel


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru