The Washington Post | 10 ноября 2006 г.
Демократы могут потребовать усиления диалога с противниками США
Гленн Кесслер
Победа демократов в конгрессе усилит позиции законодателей, которые постоянно требовали от администрации Буша начать переговоры с главными противниками страны, такими как Иран, Северная Корея и Сирия. Возрастет давление на Белый дом с целью добиться отказа от ограничений или условий, выдвигаемых для начала подобных переговоров.
Будущие председатель комитета сената по международным отношениям и председатель комитета платы представителей по международным отношениям - сенатор Джозеф Биден-младший от штата Делавэр и конгрессмен Том Лантос от штата Калифорния, соответственно, - долгое время настаивали, что подход администрации к работе с противниками делает ее дипломатию неполноценной. Иран и Сирия - проблемные соседи Ирака, и критики уверены, что неготовность к диалогу с Дамаском и Тегераном мешает положить конец насилию в Ираке.
Несмотря на то, что уходящий председатель сенатского комитета Ричард Лугар (республиканец, штат Индиана) также настаивает на более активном диалоге, лидеры демократов заявляют, что они быстрее проведут слушания и потребуют от представителей администрации объяснений. Лантос, который часто посещал такие страны, как Ливия и Северная Корея, сообщил, что он "четко нацелен на ведение диалога с теми, с кем мы не согласны".
С тех пор как почти два года назад Кондолиза Райс стала государственным секретарем, некоторые ограничения на отношения с Ираном и Северной Кореей были ослаблены. Администрация отказалась от предложения КНДР о двусторонних переговорах на высоком уровне, однако выразила готовность участвовать в шестисторонних переговорах по вопросу о северокорейской ядерной программе.
Что же касается Ирана, то в нынешнем году администрация предложила начать многосторонние переговоры по иранской ядерной программе - но только в том случае, если Тегеран сначала приостановит обогащение урана. С Ливией диалог практически не велся с тех пор, как против нее были выдвинуты обвинения в организации убийства ливанского премьер-министра Рафика Харири в 2005 году.
"Это свидетельствует о крушении неоконсервативного подхода", - считает Биден. Он добавил, что "госсекретарь Райс гораздо более открыта для других подходов, отличных от предлагаемых Чейни и Рамсфельдом, чем это кажется", хотя чиновники Госдепартамента с этим не согласны.
Группа по изучению Ирака, которую возглавляют бывший госсекретарь Джеймс Бейкер и бывший конгрессмен Ли Гамильтон (демократ, штат Индиана), как ожидается, также выступит по вопросу о том, поможет ли диалог с Ираном и Сирией в решении военных проблем. Президент Буш и демократы в конгрессе заявили, что с нетерпением ждут выводов группы.
Представители Госдепартамента вчера заявили, что они открыты идеям, но изменения в конгрессе не повлияют прямым образом на политику администрации. Официальные лица полагают, что критика действий администрации зачастую принимает неправильное направление. По словам одного из чиновников, администрация считает, что переговоры с противниками - это специальный дипломатический козырь, но сами по себе переговоры не являются какой-либо политикой. К примеру, диалог с Сирией был остановлен, поскольку администрация не хотела, чтобы он повлиял на расследование ООН гибели Харири.
Другой помощник Райс заявил, что демократы, вероятно, не станут сразу же давить слишком сильно, поскольку против них и так звучат обвинения в недостаточно твердой позиции по вопросам национальной безопасности. Однако он признал, что конгресс поднимет непростые вопросы, отметив, что недавнее решение КНДР вернуться к шестисторонним переговорам "привело к определенному давлению на нас по этому вопросу".
Назначение Роберта Гейтса на пост министра обороны также может изменить динамику дебатов внутри администрации. Уходящий с поста Дональд Рамсфельд является жестким противником переговоров с врагами, зато Гейтс два года назад выступил соавтором доклада Совета по международным отношениям, в котором призывал к "прямому диалогу" с Ираном.
"Нынешнее отсутствие постоянных отношений с Ираном наносит вред интересам США в этом важнейшем регионе", - говорилось в докладе. Также в нем выражалось мнение, что США должны найти "общие интересы" с Ираном, как это делалось в отношениях с СССР и Китаем, когда те были противниками США. Авторы доклада убеждены, что снятие односторонних санкций и развитие американо-иранских коммерческих связей "может стать мощным инструментом" влияния на Иран.
Збигнев Бжезинский, советник президента Джимми Картера по вопросам национальной безопасности и соавтор упомянутого доклада, выразил надежду, что участие Гейтса в обсуждении политики администрации Буша внесет "долю рационализма, здравого смысла, уравновешенности и исторической перспективы".
Бжезинский, обратив внимание на то, что выражает личное мнение, сказал, что требования администрации в отношении Ирана прекратить обогащение урана до начала переговоров не похожи на "честную сделку". Согласно Договору о нераспространении, у Ирана есть право обогащать уран, поэтому страна не согласится отказаться от обогащения просто ради переговоров. Бжезинский считает, что снятие торговых эмбарго и санкций станет гораздо лучшим стимулом для начала продуктивного диалога с Ираном по ряду вопросов.
Вчера в ответ на вопрос о мнении Гейтса по Ирану советник по национальной безопасности Стивен Хедли сказал: "Президент и Боб Гейтс уверены, что разделяют одинаковые позиции по базовым вопросам внешней политики президента".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях