The Washington Post | 10 ноября 2006 г.
И снова Косово
Редакция
Решение дать независимость сербской провинции не за горами. Будут ли Сербия и Россия препятствовать этому?
В среду сербский парламент формально утвердил новую национальную конституцию после того, как новый основной закон с небольшим перевесом получил одобрение на референдуме в прошлом месяце. Этот документ был необходимой заменой предыдущей конституции, принятой во времена правления полевого командира-националиста Слободана Милошевича. Однако конституция, возможно, получила признание лишь потому, что включала преамбулу, которая согрела бы сердце Милошевича: декларацию о том, что провинция Косово, которую Сербия фактически потеряла семь лет назад, является "важной" и "неотъемлемой" частью страны.
По сути, Организация Объединенных Наций, которая управляла Косово с тех пор, как НАТО освободило его от брутальной кампании этнической чистки, проводившейся Милошевичем, должна определить будущее провинции к концу года - хотя принятие решения может быть отложено на период после сербских выборов, запланированных на конец января. Сербские лидеры знают, что порекомендует посредник ООН и что поддержат западные правительства: независимость этой территории, возможно, оговоренную временными условиями. Косово населяют в подавляющем большинстве этнические албанцы; и после этнической войны, начатой Милошевичем, нет никаких шансов на то, что провинция может вернуться под сербский суверенитет. Заявив претензии на Косово в новой конституции, лидеры Сербии сделали еще один опрометчивый националистический шаг из числа тех, что причинили стране так много вреда в последние 15 лет.
Они также заложили фундамент для сложной и потенциально опасной дипломатии между администрацией Буша и Россией в течение следующих двух месяцев - переговоров, которые могут успокоить или дестабилизировать и Балканы, и легковоспламеняющийся регион на южной границе России - Кавказ. Россия, давний союзник Сербии, является крупнейшим потенциальным препятствием к консенсусу в СБ ООН по разрешению ситуации в Косово. Российский президент Владимир Путин, хотя и знает, что независимость Косово неизбежна, намекает, что может поддержать обструкционизм Сербии. Не исключено, что он надеется вытянуть из президента Буша определенные поблажки в обмен на конечное согласие - такие, как одобрение Соединенными Штатами вступления России в ВТО.
Или же Путин может попытаться использовать Косово для того, чтобы спровоцировать решающий поединок с применением силы со своим кавказским соседом, Грузией, которая разгневала его, приняв либеральную демократию и стремясь к интеграции с западными институтами, в числе которых НАТО. Путин заявил, что независимость Косово может создать прецедент для поддерживаемых Москвой мятежных регионов в Евразии, включая два региона Грузии. Если западные правительства признают независимость Косово, ответом Путина может отказаться признание Абхазии и Южной Осетии. Это легко может привести к войне, в которую будут втянуты российские войска. А позиция Москвы тем временем, возможно, подтолкнет сербов в Косово и Боснии к созданию осколочных государств.
Москва, несомненно, надеется на то, что, обдумав подобный сценарий, администрация Буша, которая до сих пор нуждается в российской помощи в деле остановки ядерной программы Ирана, будет вынуждена отложить какое бы то ни было решение по Косово или отказаться от поддержки демократии Грузии и ее стремления попасть в НАТО. И то и другое было бы серьезной ошибкой. Отсрочка признания независимости Косово лишь возмутит 2 млн албанцев региона и станет спусковым крючком балканской катастрофы, которой Запад надеется избежать. Кроме того, это укрепит усиливающуюся при Путине тенденцию использовать угрозы - будь то перебои в энергетических поставках, будь то угрозы насилием - чтобы добиться от Запада желаемого.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях