Le Temps | 10 октября 2005 г.
Нью-Йорк раскапывает могилы своих рабов
Ален Кампиотти
Петера Стивесента отделяют от Декларации независимости два века и четыре метра. Портрет первого губернатора Нью-Йорка (который при Стивесенте назывался Новым Амстердамом) и ценный документ, написанный рукой Авраама Линкольна, который в 1863 году отменил в США рабство, выставлены на обозрение в красивом дворце Исторического общества в Центральном парке. И эта выставка является настоящим потрясением для посетителей.
До конца зимы Манхэттен будет всматриваться в свое неприглядное прошлое, посещая экспозицию, устроители которой привлекли достаточные мультимедийные ресурсы, чтобы "встряхнуть" публику. Метрополия чаще всего гордилась тем, что она якобы была открытой гаванью, в которой находили убежище беглые рабы, ведь порабощением негров занимались плантаторы Юга! Экспозиция "Рабство в Нью-Йорке" (Slavery in New York) опровергает этот миф: город, свидетельствует она, был столицей этого зла.
Инициативе Исторического общества предшествовала очередная находка, ставшая одним из поводов к организации выставки. В 1991 году рабочие, готовившие закладку фундамента одной из башен в квартале Сити-холл, обнаружили скелет, захороненный на большой глубине. Специалисты - археологи и историки - тут же поняли: это было Негритянское кладбище (сейчас его уважительно переименовали в Африканское кладбище). Строительные работы были прекращены. Раскопки позволили извлечь из земли содержимое 419 из десятка тысяч гробов, которые должны были там находиться. Все эти кости и отдельные предметы в течение десяти лет изучались учеными из "черного" Говардского университета, а два года назад, после торжественной церемонии, были возвращены земле. На этом месте планируется построить мемориал.
С 1650 по 1794 год негры Нью-Йорка были вынуждены хоронить своих умерших вдалеке от города, который занимал тогда южную оконечность Манхэттена. Делать это они могли только днем и группой, не превышающей 12 человек. Они все - или почти все - были рабами.
Голландская Вест-Индская компания, которой принадлежал Новый Амстердам, ввозила рабов с самого начала колонизации. Это было нормальным явлением: хорошо налаженная торговля живым товаром на пространствах между Западной Африкой, Бразилией, Карибами и Западной Европой была одним из направлений деятельности компании. Чернокожие выполняли самые тяжелые работы, которыми европейцы гнушались: они рубили деревья, строили стены - в том числе ту, которая дала название Уолл-стриту. Они же трудились по дому. В 1703 году примерно в каждой второй нью-йоркской семье трудился хотя бы один, а то и несколько рабов.
Очень скоро губернатор Стивесент - естественно, сам имевший рабов, - стал использовать негров против индейцев, не желавших расставаться со своими землями. К северу от города рабам выделили участок земли, который должен был служить буферной зоной. В районе, который сейчас именуется Сохо, эти сельскохозяйственные поселения имели полусвободный статус. Там же располагалось и кладбище.
Когда в 1664 году город захватили англичане, эта система сохранилась. Граф Йорк, новый хозяин города, имел интересы в Королевской африканской компании, которая пользовалась монопольным правом на торговлю живым товаром. Участь рабов стала еще тяжелее. Скелеты, найденные на Негритянском кладбище, свидетельствуют о том, что продолжительность жизни этих людей составляла всего 30 лет. Скелеты имеют следы ранений и заболеваний. Негритянский кодекс носил откровенно драконовский характер: он давал хозяину право наказывать рабов как угодно, непокорных нельзя было разве что калечить или убивать.
В Нью-Йорке было два восстания - в 1712 и 1741 годах. Первое из них было настоящим бунтом, в ходе которого погибло несколько рабовладельцев, а 19 повстанцев - сожжены или повешены. Со вторым восстанием пока не все ясно. После серии пожаров по городу прошел слух о заговоре рабов. Были произведены облавы, из пойманных выбили признательные показания, и около 30 мужчин и женщин были казнены.
Война, начавшаяся после принятия Декларации независимости, распределила роли странным образом. Многие из тех, кто взялся за оружие, чтобы освободить страну и создать Соединенные Штаты, имели рабов. Британская армия, штаб которой находился в Нью-Йорке, обещала свободу неграм, которые выступят на ее стороне. Она сдержала слово и в 1783 году, после капитуляции, вывезла 3 тысячи бывших рабов на своих кораблях. На одном из них находилась Дебора Сквош, собственность Джорджа Вашингтона. Генерал, находившийся тогда в Вирджинии, прибыл в город слишком поздно: он так и не успел забрать свою рабыню.
В Нью-Йорке рано начало набирать силу аболиционистское движение. Первый закон о поэтапном освобождении был принят в 1799 году, второй закон - в 1817-м, в 1827 году рабство было окончательно отменено. Но и в 1850 году несколько чернокожих жителей Нью-Йорка работали на своих хозяев. И даже в годы Гражданской войны город оставался банковским центром и главным коммерческим портом для рабовладельческого Юга. В 1860 году мэр города требовал, чтобы штат Нью-Йорк присоединился к сепаратистской Конфедерации.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях