Le Monde | 10 октября 2007 г.
Российская оппозиция требует, чтобы европейцы "сказали правду"
Даниэль Верне
Как мы можем вам помочь? На вопрос, заданный недавно в Москве бывшим диссидентом и президентом Чехии Вацлавом Гавелом, Григорий Явлинский, лидер партии "Яблоко", ответил: "Сказать правду". Правда для российских демократов состоит в том, что они не смогут участвовать в декабрьских парламентских выборах. Избирательное законодательство, состряпанное Владимиром Путиным, не дает им такой возможности.
Партия Анатолия Чубайса и Егора Гайдара Союз правых сил (СПС) была готова включить в свои списки Владимира Рыжкова, однако Кремль дал партии понять, что ее лицензия может быть отозвана, если она решит приютить одного из редких либеральных депутатов Госдумы.
Правда - это почти ежемесячные визиты ФСБ в московский офис одной российской НПО. Это и маневр, позволивший Путину, не изменяя конституцию, остаться у власти в качестве премьер-министра, сделав президентом своего человека.
Вопреки распространенному в западных дипломатических кругах мнению, российская ситуация не настолько сложна, чтобы в ней было невозможно разобраться. За таким утверждением часто скрывается нежелание называть вещи своими именами: на протяжении восьми лет у власти Путин систематически разрушал все центры власти, независимые от Кремля.
В ходе ежегодной встречи комитета "Россия в единой Европе", проходившей в Стокгольме 5 и 6 октября, участники из России и ЕС в основном были единодушны в этом мнении. Разногласия касались того, как сделать так, чтобы европейцы лучше слышали их голос. "Когда мы не называем вещи своими именами, - сказал гражданин одной из новых стран-членов ЕС, - мы не оказываем услугу ни России, ни Европе". К тому же следует "высказывать нелицеприятную правду не деликатно, стараясь не шокировать собеседников, а достаточно жестко, чтобы они не смогли сделать вид, что не поняли".
Некоторые русские говорили об опасности того, что многие западные критические замечания об откате демократизации, о нарушениях прав человека и т.п., сами по себе оправданные, не слышны в России из-за популярности Путина. Они же критиковали западную стратегию по отношению к российскому ближнему зарубежью, в том числе расширение НАТО и ЕС, а также систему ПРО. Она усилила комплекс осажденных, от которого россияне страдают после "унижений" ельцинской эпохи.
Тем самым они признали, что мнение Запада, американцев и европейцев, о России оказывает определенное влияние на власть. Путин не делает попыток полностью проигнорировать конституцию, чтобы пойти на третий срок, потому что не хочет предстать в глазах Запада этаким Туркменбаши или еще одним Лукашенко.
Они добавляют, что к критике прислушивались бы больше, если бы не создавалось впечатление, что европейцы хотят исключить Россию. К примеру, отмена виз или, по крайней мере, упрощение порядка их выдачи, представляется им существенным вопросом. Им приходится жить с этим противоречием: путинская Россия не соблюдает европейские принципы, но без Европы Россия рискует скатиться в азиатский деспотизм.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях