Статьи по дате

Le Figaro | 10 октября 2008 г.

Несмотря на укрепление, российская армия остается в кризисном состоянии

Лора Мандевиль

Военный русский медведь, хоть и победивший маленькую грузинскую армию без особого труда, испытывает материальные и моральные трудности, безусловно, ограничивающие его готовность броситься в новую холодную войну с США

После молниеносной военной кампании, проведенной Москвой в августе этого года в Южной Осетии, пришло время для эйфории на вершине российской военной иерархии и власти. Вдохновленные тем, что "дали по голове" маленькой грузинской армии, руководители, чьи слова транслируют все телеканалы, как один, непрестанно говорят о "великом возвращении" российской военной мощи на международную арену. Кадры, демонстрирующие новые мускулы бывшей Красной армии, сменяют друг друга на телеэкранах, а воинственная риторика изо всех сил стремится противостоять "окружению России Североатлантическим альянсом". Кремль расстилает перед напористым Уго Чавесом красную ковровую дорожку и объявляет о российско-венесуэльском военном сотрудничестве, которое воплотится в совместных маневрах под носом у Америки, ставшей причиной этого лихорадочного самоутверждения России в своей новой "мировой роли".

В тот момент, когда российские стратегические бомбардировщики, уже не стесняясь, щекочут нервы своим европейским и американским коллегам и совершают патрулирование их воздушных границ, президент Медведев в конце сентября заявляет о значительном увеличении военного бюджета и масштабной реформе армии, названной высшим государственным приоритетом.

Финансовые отчисления на оборону в 2009 году должны возрасти до 50 млрд долларов, то есть на 22%. После прихода Путина к власти военный бюджет постоянно увеличивался, но оставался довольно скромным по сравнению с 700-миллиардным американским. И это при том, что неясно, куда на самом деле идут выделенные средства, отмечал весной в своем докладе бывший министр-реформатор Борис Немцов, изобличавший коррупцию в армии.

Согласно большинству официальных отчетов, усилия, предпринимаемые правительством с начала 2000-х годов, уже принесли свои плоды, учитывая результаты, достигнутые в Грузии. Российская армия была оснащена лучше и действовала эффективнее, чем в Чечне, где "операция по восстановлению конституционного порядка" выявила неразбериху и разложение института, предоставленного самому себе. "Новым было то, - отмечает российский независимый эксперт Александр Гольц, обычно настроенный очень критично, - что военным удалось мобилизовать целые относительно подготовленные подразделения, а не разношерстное сборище неопытных призывников. Это результат осуществляемой реформы, заключавшейся в ускорении перехода от призывной армии к смешанной системе, где предпочтение отдается контрактникам", - уточняет он.

"Обречена сражаться вслепую"

Александр Гольц, разделяющий мнение многих западных экспертов, крайне скептически относится к возрождению российской армии. За "военным успехом" в Грузии, по его словам, вырисовывается гораздо более скромный итог, свидетельствующий о серьезных нерешенных проблемах данного института. Техника, которой уже больше 25 лет, не соответствует требованиям современной войны, ее броня уже не в силах эффективно защитить экипаж от противотанкового оружия. Ходят слухи, что около 15% техники, отправленной в Южную Осетию, так и не прошло через Рокский тоннель из-за различных поломок. "Прежде всего, следует отметить, что у российской армии нет современных средств коммуникации и разведки, в результате она обречена сражаться вслепую", - подчеркивает Александр Гольц, таким образом объясняющий ситуацию, когда командующий 58-й армией генерал Анатолий Хрулев попал в засаду. Разведка не была проведена, и генерал был ранен и спешно эвакуирован. В операции с российской стороны не участвовал ни один беспилотный самолет-разведчик.

"Российская армия воюет, как во время Второй мировой. Поразительно, что в боях не принял участие ни один вертолет", - настаивает Гольц. Кристофер Лэнгдон, специалист по российской армии в лондонском Институте стратегических исследований, говорит, что война была выиграна благодаря "подавляющему численному превосходству". Он подчеркивает, что авиация понесла тяжелые потери (4 самолета, в том числе бомбардировщик Ту-22). "Российские войска сражались в условиях технического превосходства противника", - решительно утверждает российский аналитик Константин Макиенко. Такую оценку разделяют и многие высокопоставленные военные, например, генерал Поповкин.

Москва решила дать ответ и объявила о запуске масштабной программы восстановления оборонной промышленности. Но и здесь Гольц настроен скептически, так как военные конструкторские бюро, которые должны разрабатывать новое оружие, все еще опираются на советские схемы, новые для российской армии, но уже устаревшие. Он объясняет, что для изготовления 1500 деталей, необходимых для строительства современного самолета, некогда существовали сотни субподрядчиков, исчезнувших с крахом СССР. Из-за всех этих причин возобновление настоящей холодной войны в ближайшее время в высшей степени маловероятно, считает Гольц. По его мнению, чтобы превратить Россию в настоящего военного конкурента Америки, надо увеличить долю военных расходов в бюджете до 40% против нынешних 2,5-4%.

Источник: Le Figaro


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru