Foreign Policy | 10 октября 2011 г.
Познакомьтесь с Новым Путиным - он такой же, как Старый Путин
Юлия Йоффе
В четверг, выступая на конференции инвесторов "Россия зовет!", премьер-министр Путин попытался заверить российских и зарубежных инвесторов, что, несмотря на недавнюю политическую неопределенность в стране, падение российских биржевых индексов, ослабление рубля, расширение бегства капиталов, все более негативные новости из Европы и т.п., в России все будет отлично, пишет обозреватель Foreign Policy Юлия Йоффе. Речь Путина изобиловала утешительными фразами: "мы понимаем", "мы видим", "мы знаем". По мнению автора, они создавали образ капитана, который стоит у штурвала и ведет государственный корабль в обход айсбергов.
Две недели назад Путин уже попытался успокоить шторм, объявив о своем возвращении на президентский пост, напоминает автор. "Но вскоре это вышло ему боком: "Брежнев" и "застой" немедленно сделались самыми расхожими словами, а через два дня Медведев уволил Кудрина - любимца Запада. План стабилизации накликал массу новых бед, заключает автор.
В четверг Путин обращался, по-видимому, не только к инвесторам, но и к более широкой аудитории, гадающей, что ждет Россию при следующем десятилетии его власти. По мнению автора, Путин фактически ответил: "Путин вернулся и остается тем же самым Путиным, каким был всегда".
"Перемены, безусловно, нужны, и они будут происходить, но это будет эволюционный путь. Нам не нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!" - сказал Путин с трибуны.
Отвечая на вопрос о желающих эмигрировать, премьер заметил: "Мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем". Мы все знаем эти строчки с детства. Что получилось? Получилось, что в 1990-х годах все рухнуло. Так что вот это "кромсать", "рубить", "бежать без оглядки куда-то" - мы должны с этим закончить. Мы должны все посчитать, внимательно посмотреть конечную точку нашего движения и уверенно двигаться туда".
"Определенно, это язык России, пострадавшей от революции, боль которой все еще не утихла. Но это и язык Путина-реакционера, и напоминание о его любимом жупеле - 1990-х годах", - пишет автор. Путин воспринимал перемены тех лет как деструктивную, негативную силу ("каковой она, естественно, тоже была", - добавляет автор).
Эту интерпретацию политтехнологи Путина используют как оправдание стабильности путинской эры. Такое объяснение дает людям резоны доверять не только одному сильному лидеру, но и постепенным, в черепашьем темпе, переменам, отмечает Йоффе. Путин не любит незамедлительно реагировать на давление общества, не любит увольнять подчиненных. Так, по мнению автора, будь у Путина выбор, он удалил бы Лужкова и Кудрина с их постов, не уволив, а повысив по службе. "Так он фактически только что поступил с Медведевым", - утверждает журналистка.
Что касается вопроса о Кудрине, то в своем выступлении Путин дал понять: "Не волнуйтесь, инвесторы: Кудрин ушел, но кудринизм остается". А вот отвечая на вопрос некого инвестора, Путин дистанцировался от решения Медведева уволить Кудрина, да еще и "повернул нож в ране", когда заявил: "Хочу вам сказать, что - это и мое мнение, и мнение президента Медведева - несмотря на этот сбой эмоционального характера, Алексей Леонидович все равно остается членом нашей команды, и мы будем с ним работать. Надеюсь, что и он будет с нами работать. Он полезный и нужный нам человек". "То есть более полезный, чем ходячий "сбой эмоционального характера" - Медведев", - предполагает Йоффе.
По мнению журналистки, был еще один случай продемонстрировать, что президент является президентом только по формальному признаку. На конференции Путин именовал Медведева "действующим президентом", что, по мнению "Коммерсанта" равносильно "пощечине".
"Не заблуждайтесь, инвесторы: Путин - фактический президент. Сбоев эмоционального характера больше не будет", - такова была, по мнению автора, идея выступления Путина. Он также подхватил все темы, которые считались любимыми проектами Медведева: борьба с коррупцией, поддержка инноваций, диверсификация экономики. "Цель была двоякая: показать, что Кремль не забросит эти (крайне нужные) инициативы, и продемонстрировать, что они с самого начала были путинскими", - полагает автор. По мнению Йоффе, перемены продолжатся, как всегда, "неспешно, пока не станут неотличимы от бездействия, и, как всегда, они будут украшены красивыми словами".
В финале выступления Андрей Костин - глава банка ВТБ, устроителя конференции, - пожелал Путину успехов. "Инвесторы голосуют не только бюллетенями, они голосуют инвестициями", - сказал Костин. Пока инвесторы голосовали так, что вывезли из России за текущий год 50 млрд долларов, замечает автор.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях