Le Monde | 10 октября 2014 г.
Евразийский союз, подешевевшая мечта Путина
Бенуа Виткин
Белорусский парламент наконец-то ратифицировал договор о Евразийском экономическом союзе 9 октября, накануне саммита, на котором 10 октября должны собраться в столице Белоруссии три первые страны-члена ЕАЭС - Белоруссия, Казахстан и Россия, сообщает журналист Le Monde Бенуа Виткин.
"Было бы слишком просто считать зарождающийся ЕАЭС некой игрушкой в руках российского президента, - комментирует автор статьи. - Когда этот союз начнет функционировать 1 января 2015 года, он станет самой успешной из всех организаций регионального сотрудничества, которые видело постсоветское пространство".
Виткин отмечает, что Евразийский союз, в принципе, уже существует в форме "торгового альянса, нацеленного на обеспечение свободного оборота товаров, услуг и капиталов, но не углеводородов", как это сформулировал Нику Попеску из Института проблем безопасности ЕС в Париже.
В то же время есть другой Евразийский союз - "воображаемый", химера Владимира Путина, о которой он впервые рассказал в октябре 2011 года в газете "Известия". "По мысли Путина, эта структура будет существовать на равных с ЕС и с другими крупными региональными объединениями, это будет могущественный "блок", с которым придется считаться на новой мировой арене, - поясняет автор статьи. - Создание этой организации призвано окончательно продемонстрировать миру, что Россия встала с колен, а также увенчать усилия российского президента по новой интеграции государств постсоветского пространства - возродить Империю, как говорят критики проекта".
Однако, по мнению журналиста, эта мечта разбилась 21 ноября 2013 года в Киеве с началом Майдана. Украина должна была играть главную роль в Евразийском союзе, "учитывая ее экономический вес и то место, которое она занимает в российском коллективном сознании и геополитическом видении".
Белоруссия и Казахстан никогда не скрывали опасений в связи с тем, как Россия обошлась с Украиной, продолжает автор. Они сделали все возможное, чтобы снизить политическую значимость Евразийского союза: так, Нурсултан Назарбаев добился, чтобы в названии организации появилось слово "экономический", и "обе страны выторговали себе высокую цену за присоединение в виде предоставления преимуществ или газовых и финансовых скидок", отмечается в статье.
Однако для Путина "имеет значение лишь внешний образ вновь обретенного российского могущества и президента, воплощающего консервативный противовес деградировавшему Западу", подытоживает автор.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях