Yomiuri | 10 сентября 2003 г.
Японский автомобильный бум в США
Хисаси Китахара
В августе этого года концерн "Тойота" успешно осуществил акцию по продаже последних моделей своих автомобилей в Соединенных Штатах и занял третье место в числе самых крупных производителей автомобилей страны, обогнав корпорацию "Крайслер". В значительной степени "Тойоте" удалось стабилизировать свое положение на американском рынке благодаря дефициту торгового баланса, возникшему между США и Китаем.
Несмотря на то что традиционные американские автомобилестроительные корпорации "Дженерал Моторс", "Форд" и "Крайслер", входящие в "большую тройку", столкнулись в этом году с множеством проблем организационного характера, они вполне могут гордиться своим прочным положением на американском рынке и способностями максимально удовлетворять его потребностям.
Проследив многолетнюю историю утверждения японской автомобильной промышленности на рынке Соединенных Штатов, можно с уверенностью сказать, что усиление позиций "Тойоты", которая в последние годы отставала по объему продаж от "большой тройки", имеет важное значение для оживления японской экономики в целом.
Весьма обнадеживает и тот факт, что рост влияния "Тойоты" на американском рынке и победа над "Крайслером" не вызвали на сей раз никаких проблем политического характера. Торговые проблемы, связанные с реализацией японской автомобильной продукции на американском рынке, вызывали многочисленные трения между США и Японией с начала 1980-х годов.
Ряд повышений цен на топливо, которые последовали за двумя нефтяными кризисами, привели к резкому снижению продажи американских автомобилей на газовом топливе и одновременно к увеличению импорта автомобилей из Японии и стран Европы.
В итоге положение корпораций "большой тройки" ухудшилось настолько, что это вызвало серьезную обеспокоенность американского правительства. Вашингтон заявил о том, что кризис американской автомобильной промышленности может пагубно отразиться даже на национальной безопасности страны.
В ответ на просьбы американского правительства в 1981 г. Япония наложила собственные ограничения на экспорт в США своих автомобилей.
Но впоследствии эти ограничения были отменены по причине резкого повышения стоимости иены и расширения японскими автомобилестроительными компаниями своей продукции в самих Соединенных Штатах.
Однако "большая тройка", используя все свое политическое влияние, продолжала оказывать давление на японские компании и держала под контролем всю их деятельность на автомобильном рынке США. Поэтому до недавнего времени весь внутренний рынок США был фактически монополизирован "большой тройкой".
В основе недавнего увеличения объема продаж продукции "Тойоты" на американском рынке лежит целый ряд существенных факторов.
"Тойота", наряду с другими японскими автомобилестроительными компаниями, значительно расширила ассортимент своей продукции, предлагая не только разнообразные модели малолитражных автомобилей, которые долгое время пользовались в США большой популярностью, но также увеличив выпуск спортивных машин.
Кроме того, расширение производства японских автомобилей в самих Соединенных Штатах способствовало увеличению уровня занятости американских рабочих и преодолело явление, получившее в свое время название "американская аллергия на японские автомобили".
Автомобили, произведенные японскими компаниями на их американских заводах, теперь составляют более 60% от всех продаж японских автомобилей в Соединенных Штатах.
Кроме того, японские корпорации стали назначать на руководящие посты в своих филиалах американцев, что позволило им создавать дизайн продукции и вырабатывать маркетинговую стратегию, наиболее подходящие для американского рынка.
Компании "большой тройки" чрезмерно зависели от их маркетингового стиля: их политика увеличения и без того высоких расходов на дилеров с целью повышения конкурентоспособности и достижения быстрой реализации продукции, привела к ощутимому снижению доходов.
Концерн "Форд", переживающий в настоящее время процесс оживления производства, даже был вынужден задержать поставку на рынок новых моделей своих автомобилей.
Один из руководителей "Тойоты", комментируя хорошие экономические показатели концерна, отметил: "Результаты, полученные в августе, намного превысили наши ожидания. Однако не исключено, что объем продажи нашей продукции превысил аналогичные показатели "Крайслера" лишь временно".
Однако многие американские аналитики, занимающиеся автомобильной промышленностью, считают: если "Тойота" удержит позиции в течение ближайших нескольких лет (а это вполне возможно), то она оттеснит "Крайслер" на задний план и займет его место в "большой тройке".
С другой стороны, японские автомобилестроители весьма обеспокоены дальнейшим развитием событий по такому сценарию.
Руководитель одного из ведущих автомобильных концернов Японии подчеркнул, что, если положение "Тойоты" будет оставаться столь же видным на автомобильном рынке США, "большая тройка" может вновь использовать свое политическое влияние, и даже организовать массовые бойкоты японской продукции.
В жалобах на экономическую гегемонию Японии, поступающих в правительство США от промышленных ассоциаций и профсоюзов различных отраслей промышленности, говорится о том, что японское правительство сознательно удерживает низкую стоимость иены, чтобы обеспечить процветание национальной промышленности, повышая объем ее экспорта за счет американских производителей.
Одна из причин, по которой "большая тройка" резко приостановила нападки на японские автомобильные концерны, заключается в том, что ее члены сейчас целиком поглощены переговорами со своими профсоюзами, которые проводятся регулярно, один раз в 4 года.
Но когда переговоры будут завершены, "большая тройка" будет торопить администрацию президента Буша принять меры по обеспечению стабилизации их положения на внутреннем рынке в обмен на поддержку на президентских выборах в будущем году.
И все же следует признать, что экономические и торговые противоречия, сохраняющиеся между Японией и США, уже не настолько серьезны, как это было в прошлом.
Столкнувшись с большим дефицитом торгового баланса с Китаем, администрация президента Буша пытается найти способ оказать давление на Китай, чтобы сделать юань, привязанный к доллару, более гибким.
Во всяком случае, сейчас Соединенные Штаты не считают, что от Японии исходит потенциальная угроза американской экономике, а скорее рассматривают в качестве источника таковой Китай.
Начавшись в 1980-е годы в автомобилестроении, торговые трения между Японией и США распространились и на другие отрасли экономики, такие, как производство полупроводников и телевизионного оборудования. Торгово-экономические отношения продолжали обостряться до тех пор, пока 22 сентября 1985 г. не было заключено знаменитое "Аккордное соглашение" (Plaza Accord), на основе которого была изменена стоимость иены по отношению к доллару.
Пока еще трудно сказать, будет ли в ближайшем будущем заключено соглашение наподобие "Аккордного", которое отрегулирует проблему, возникшую вокруг китайского юаня.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях