The Christian Science Monitor | 10 сентября 2004 г.
Россия разрабатывает план атаки
Скотт Петерсон
Там, где с каждым днем школа в Беслане все больше становится похожа на огромный мемориал - люди приносят туда бутылки с водой, еду и игрушки как символ мук жажды и голода, на которые террористы обрекали заложников в течение трех дней, - была найдена одна рукописная записка, предрекающая печальное будущее.
Не белом клочке, спрятанном внутри вентиляционного отверстия в стене спортзала, написаны слова: "Здесь началась Третья мировая война - против терроризма".
Стратегия Кремля начинает обретать форму по мере того, как Россия понемногу оправляется от ужаса бесланской трагедии, стоящей на втором месте в ряду смертоносных терактов недавней истории после теракта 11 сентября 2001 года.
Президент Владимир Путин отказывается встречаться с лидерами чеченских сепаратистов, которых он считает виновными в волне терактов, прокатившихся по России, в том числе крушении двух самолетов, взрыве у метро в Москве и кризисе с захватом заложников. Но аналитики утверждают, что Путин может предложить более широкую автономию Чечне.
"Он не собирается иметь дело с группой боевиков, устраивающих теракты... Он хочет избавиться от экстремистов", - говорит Фиона Хилл из Института Брукингса в Вашингтоне, встречавшаяся с Путиным в понедельник.
Путин предложил "максимум автономии, даже до такой степени, что это может являться нарушением российской конституции, - говорит Хилл. - Есть ли у него конкретная программа? Я не знаю. Но я предлагаю дать ему кредит доверия и посмотреть, что он будет делать".
Военные представители огласили планы, в некоторой степени повторяющие шаги США после 11 сентября 2001 года. Начальник Генштаба российской армии генерал-полковник Юрий Балуевский заявил о намерении России нанести "превентивные удары" по террористическим базам во всех точках мира. За информацию о местонахождении лидеров чеченских боевиков Басаева и Масхадова предложено вознаграждение в 10 млн долларов.
Эти шаги призваны уравнять шаги Кремля с превентивными мерами США. Сюда входят угрозы в адрес Грузии в 2002 году по поводу баз чеченских боевиков, а также убийство бывшего чеченского лидера в Катаре. Россия отрицает свою причастность к этому убийству, но двое представителей российских спецслужб были осуждены по этому делу.
"Они хотят сказать, что то, что хорошо для нас, хорошо и для них. Если вы (в США) можете так поступать, то и мы после такого теракта тоже можем поступать так же, - говорит Анатоль Ливен, автор книги "Чечня. Могильный камень российской власти". - Армия, безусловно, не справилась. Кремль исчерпал идеи. Все это должно предостеречь Грузию от того, чтобы вновь позволить чеченцам разместиться в Панкисском ущелье.
Борис Кагарлицкий, директор института компаративной политики в Москве еще более резок: "Это чистой воды пропаганда, которая не имеет смысла ни в стратегическом, ни в военном плане. Это напоминает поведение мужчины, который, будучи импотентом, делает вид, что он все еще Казанова".
Путин признал ошибки и несправедливость по отношению к чеченцам за период двух войн, но жестко высказался против переговоров с сепаратистами, сказав, что это было бы равносильно тому, чтобы пригласить в Белый дом бен Ладена.
"Почему мы должны говорить с людьми, которые убивают детей?" - спрашивает Путин. Критики в то же время утверждают, что именно жестокость российских сил в Чечне придала силу экстремистам и проложила путь террористическим группировкам типа "Аль-Каиды". Кода Путин пришел к власти в 1999 году, он обещал уничтожить чеченский терроризм, но сегодня теракты продолжаются, и даже политика "чеченизации" с треском провалилась.
"Конечно, у него проступают вены на висках, когда он говорит об автономии, - говорит Клифф Купчан из фонда "Евразия", также присутствовавший на встрече в понедельник. - Он говорил о расширении диалога и вовлечении в него групп, которые ранее оставались за пределами разговора".
Нелегко будет найти такие группы. "Путин напряженно думал, и сейчас он похож на встревоженного человека, припертого к стенке, - говорит Хилл. - Он нуждается в помощи в обеспечении безопасности границ, сборе разведывательной информации, потому что у них больше нет мощностей для обеспечения этого. Эту работу раньше выполняла ФСБ".
Насилие, которое систематически осуществлялось по отношению к чеченцам в последние десять лет, по мнению правозащитников, уже вызвало всплеск радикальных движений. И это только начало.
"Русские еще не показали всего, на что способны, в том, что касается зверств, - говорит Ливен. - Все эти разговоры о жестокостях российских сил, по большей части - правда. Но вспомните американскую стратегию во Вьетнаме, или французскую в Алжире, они вычищали огромные жилые пространства, сажали людей за колючую проволоку... . Каждый, кто там находился, считался по определению врагом, и в него стреляли без предупреждения".
"Русские еще не дошли до этого, - говорит Ливен. - Но еще пара таких терактов, и Россия может прибегнуть к куда более ужасным методам".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях