The Guardian | 10 сентября 2004 г.
Россия попытается использовать Беслан для экстрадиции Закаева
Ник Пейтон Уолш
Вчера Россия осудила Великобританию за предоставление политического убежища Ахмеду Закаеву, представителю лидера чеченских сепаратистов, который, по утверждению Москвы, стоит за резней в школе в Беслане.
Сергей Лавров, министр иностранных дел России, заявил вчера: "Предоставление убежища лицам, причастным к терроризму, - а на то у России есть документальные свидетельства - не только вызывает у нас сожаление, но и реально подрывает единство антитеррористической коалиции".
В интервью, опубликованном в газете "Время новостей", Лавров заявил, что предоставление убежища "дает возможность террористам прятаться за то, что они называют официальной позицией тех стран, где эти преступники получают политическое убежище".
Лавров признал, что в некоторых странах исполнительная власть не может вмешиваться в судебные решения, однако, по его словам, исполнительная власть должна, по крайней мере, "принять меры, чтобы пропаганда терроризма этими людьми не велась".
"Достаточно вспомнить заявление Ахмеда Закаева, сделанное им из Лондона, - указал министр. - Там он прямо и грубо, без всяких экивоков, заявил, что случившееся в Беслане "лежит на совести российского руководства". Цинизм этого заявления понятен, думаю, всем".
В сложившейся ситуации Лавров обвинил не политику двойных стандартов, а стереотипы холодной войны, которые до сих пор свойственны людям, делающим политику. "От старых стереотипов освобождаться трудно, и не хочу казаться нескромным, но у нас это получается быстрее, чем у наших партнеров", - заметил он.
Эти комментарии открывают новую страницу в противостоянии с Лондоном из-за судьбы Закаева, который получил убежище в прошлом ноябре. По сообщениям, российская прокуратура плохо подготовила материалы к делу об экстрадиции, что вызвало еще больший гнев в Москве.
Трагедия в Беслане вновь привлекла внимание к положению Закаева, которого нельзя экстрадировать до тех пор, пока не будет отменено решение о предоставлении ему убежища. А это может произойти, только если будет доказано, что он совершил преступление. Российские власти пытались доказать, что он связан с терроризмом.
Закаев, со своей стороны, делает заявления, что опасается за свою безопасность, особенно после того, как в феврале в Дохе в Катаре было проведено покушение на другого известного чеченца, Зелимхана Яндарбиева, предположительно российскими агентами.
Россияне попытаются использовать международное сочувствие после резни в Беслане, чтобы добиться выдачи Закаева. Любое конечное решение о его экстрадиции будет зависеть от министра внутренних дел Дэвида Бланкетта, который отвечает за антитеррористические усилия в Соединенном Королевстве.
Министр иностранных дел Джек Стро назвал вчерашнее заявление Москвы о праве на упреждающие удары по террористическим базам в любых точках мира "заслуживающей понимания" реакцией.
Позиция Британии сводится к тому, что, если Россия располагает свидетельствами против Закавеа, которые не лопнут на судебном процессе, она должна передать их. В противном случае не будет никакого дела об экстрадиции.
Сотрудник министерства иностранных дел Великобритании, знакомый с ситуацией, сообщил, что последний раз Россия добивалась экстрадиции Закаева в июле, когда Стро находился с визитом в Москве. "Они никогда не прекращали просить об этом", - отметил он. После бесланской трагедии не было предпринято никаких новых попыток.
Высокопоставленный представитель ФСБ, с которым связался журналист The Guardian, озвучил широко распространенное в Москве мнение о том, что Закаев получил убежище, так как был полезен Великобритании. "Может быть, он может быть полезен, когда они хотят покритиковать Россию. Я не вижу никакого другого мотива", - заявил он.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях