The Independent | 10 сентября 2007 г.
Президент Владимир Путин: надо ли бояться бывшего кагэбэшника?
Роберт Сервис
У себя в стране президент Владимир Путин разогнал оппозицию и взял под свой контроль колоссальные нефтегазовые богатства России. Теперь, к радости своих соотечественников, он сосредотачивает свое неусыпное внимание на Западе
Большинство людей составило определенное мнение о Владимире Путине вскоре после того, как в апреле 2000 года он стал президентом России. Для этого им не потребовались сокровенные познания и умения специалистов-кремленологов. Нет, люди просто включили телевизор и посмотрели на Путина. Это оказался драчливый маленький человечек с каменным лицом, всегда готовый обидеться. Кулаки у него были обычно сжаты; он излучал едва сдерживаемую ярость, наглядно выражая свое нетерпение добиться, чтобы все было сделано побыстрее и в точном соответствии с его распоряжениями. Это впечатление оказалось прочным.
Потому-то нам не следует питать особых сомнений в том, кто именно срежиссировал недавние дерзкие акции, в которых проявилась российская воинственность. В последние несколько месяцев Путин снял мягкие перчатки. Экипажи его подводных аппаратов водрузили российский флаг на дне Северного Ледовитого океана, выказав решимость завладеть государственными правами на освоение месторождений нефти и газа, которые там залегают. Российские военные самолеты недавно нарушили воздушное пространство Великобритании, и истребителям британских ВВС пришлось эскортировать их за его пределы. Путин потребовал, чтобы США отказались от планов по созданию противоракетных баз в Чехии и Польше. Он пригрозил, что, если США откажутся пойти на попятный, его страна навсегда выйдет из Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Когда в ноябре прошлого года в Лондоне убили Александра Литвиненко, Путин обиделся на то, что его спецслужбы были заподозрены за границей в причастности к этому преступлению, и соболезнование, принесенное им семье жертвы, было чисто формальным, а его лицо выражало что-то вроде "ледяной корректности". Вскоре после этого 54-летний Путин разъярил Вашингтон, предложив, чтобы следующим главой МВФ стал не американец, а гражданин Казахстана. А что до его свежих фотографий с обнаженным торсом на рыбалке в Сибири...
Это российский президент, буквально лучащийся уверенностью. Путин стремится отстоять и укрепить положение России в мире на краеугольном камне своих собственных ценностей. Но теперь, когда Владимир Путин открыл всем свое подлинное лицо и свой подлинный голос, следует ли нам тревожиться?
Семь лет тому назад ситуация была совсем иной. Тогда Путин тщательно клялся на словах в верности "демократии" и "правовому государству". Такие речи произносил каждый правитель России со времен Михаила Горбачева в последние годы существования Советского Союза. Российских либералов это не обманывало с самого начала, но государственные деятели из Северной Америки и Европы, увы, поспешили выразить ему свое почтение. На ранчо президента Буша в Кроуфорде, штат Техас, Путина гостеприимно приняли в братство "добрых старых товарищей". Его радушно принимала королева Великобритании. Тони Блэр давал в его честь завтраки, а Жак Ширак называл "львом". Путина обхаживал и тогдашний канцлер Германии Герхард Шредер, после ухода в отставку получивший в награду пост директора в российской энергетической компании "Газпром". Казалось, с Владимиром хотят дружить все.
Путин разыгрывал этот спектакль до тех пор, пока он был ему выгоден. В период, когда он стал президентом, российская экономика все еще оправлялась от финансового кризиса, который разразился в августе 1998 года. Война в Чечне, которую Путин возобновил через 12 месяцев после кризиса, будучи пока всего лишь премьер-министром, шла негладко. Миллиардеры, выложившие огромные деньги на поддержание в России посткоммунистического режима, продолжали пользоваться чрезмерным влиянием на общество. Вдобавок в глобальной политике Путин все еще нащупывал свою позицию. И все равно ему не потребовалось много времени, чтобы продемонстрировать, что он на самом деле думает о своих коллегах. На пресс-конференции в Москве в апреле 2003 года он ярко проявил презрение к попытке Тони Блэра оправдать вторжение в Ирак: "Где эти арсеналы оружия массового поражения, если они были в действительности?" Блэр стоял рядом и чуть не в первый раз в жизни не мог выжать из себя улыбку. Столь же резкие выражения Путин позволил себе в беседе с президентом Бушем в Санкт-Петербурге в июле 2006 года. Выступая в своем родном городе, Путин обернулся к президенту США и сказал: "Нам бы, конечно, не хотелось, чтобы у нас была такая же демократия, как в Ираке, скажу честно". Буш попытался вставить: "Подождите...". Но Путина было уже не остановить: "Лучше нас никто не знает, как мы можем укреплять собственное государство!"
Большинству россиян этот праведный гнев импонирует. Они считают, что Горбачев и Ельцин слишком часто и в чрезмерном масштабе шли на уступки иностранным державам, а клоунские выходки Ельцина заставляли краснеть от стыда всю страну. Путин, напротив, читал нотации Блэру, Бушу и Шираку всякий раз, когда они пытались внушить ему, что необходимо развивать демократию, гражданское общество и мирные способы разрешения конфликтов. Подобно опытному чемпиону по дзюдо, каким он, собственно, и является, Путин первым дает сдачи.
В апреле текущего года, в своем последнем по времени ежегодном послании Федеральному собранию он перестал притворяться, что собирается поставить политические выборы или судебные разбирательства на более справедливую основу. То был авторитарный Путин в его самом воинственном настроении, стремящийся консолидировать существующую структуру власти, которая столь хорошо устраивает его самого и тех, кто с ним правит, - группу лиц, набранных преимущественно из старого КГБ. (По некоторым расчетам, примерно три четверти лиц, которые в современной России занимают высшие руководящие должности, ранее либо работали в спецслужбах, либо тесно сотрудничали с ними).
Путин - кагэбэшник до мозга костей. Он работал в качестве сотрудника этой печально известной спецслужбы в Восточной Германии, а в 1990 году вернулся в Ленинград. Таким образом, он вообще не наблюдал процесс раскрепощения - горбачевскую перестройку - собственными глазами. Путин назвал развал Советского Союза на исходе 1991 года "величайшей геополитической катастрофой" XX века. Ельцин на пару лет запретил коммунистическую партию, но ФСБ - ведомство, пришедшее на смену КГБ - на протяжении 1990-х годов сохраняло свой боевой дух, штаты сотрудников и методы работы в неприкосновенности. И Путин, работавший в течение этого десятилетия в мэрии Санкт-Петербурга, старался поддерживать контакты со своими прежними товарищами.
Тем временем Ельцин принял к сведению внимание этого юркого молодого человека к деталям. На Ельцина произвела большое впечатление его учтивость. Он восхищался готовностью Путина выступать с инициативами. Возможно, Ельцин на старости лет увидел в Путине самого себя в молодости, только более сдержанного. И, уходя в отставку в конце 1999 года, Ельцин говорил о Путине так, словно благословлял на царство любимого сына.
К тому времени Ельцин уже вывел Путина из-за кулис, в июле 1998 года назначив его директором ФСБ; почти год спустя Путин был повышен до премьер-министра. Во время своего восхождения Путин вошел в доверие к группе сверхбогатых бизнесменов, чье влияние на ельцинский Кремль тогда достигло своего апогея. Эти лица, которых принято называть олигархами, сколотили баснословные, точно у царя Мидаса, капиталы, захватив права на российские природные богатства во время приватизационной кампании в середине 1990-х.
В их числе был и Борис Березовский, который стал видеть в вежливом петербуржце своего протеже (Березовский даже хвастался тем, что указал Ельцину на Путина как на кандидата в премьеры). Но Березовский и ему подобные сильно ошиблись в Путине, который впоследствии стал запугивать всех олигархов, которые смели чинить препятствия его президентским прерогативам. Бизнесмены, которые в путинской России не ходят по струнке, оказываются в исправительно-трудовой колонии, как Михаил Ходорковский, или в эмиграции, как Борис Березовский в Лондоне или Владимир Гусинский в Испании.
Битва Путина с олигархами - самое очевидное проявление резких перемен, которые он принес в экономический курс России. Государство силой вернуло себе контроль над самыми доходными компаниями, особенно в энергетическом секторе. Часто это делается путем назначения сотрудников спецслужб в правления компаний. Формально эти назначенцы больше не состоят в штате ФСБ, но, как гласит русская поговорка, "бывших чекистов не бывает" (ЧК - созданное при Ленине ведомство, которое было предшественником КГБ и ФСБ). Результаты значительные. Еще в 2003 году государственные предприятия контролировали лишь 20% российского бизнеса. Сегодня этот показатель составляет 35% и продолжает расти.
Все это Путин провернул очень ловко. Внимание официальной прессы заострялось на унижении, которое постигло алчных олигархов, и общественное мнение отреагировало положительно. Однако "спецслужбократы" оказались не менее хищными, чем когда-то олигархи. Они обожают деньги и ненавидят тех, кто мешает им обогащаться. Но правду об этом знают лишь немногие россияне, поскольку основным источником информации для населения является телевидение, а все телекомпании либо принадлежат государству, либо боятся прогневать Путина. Лишь самые храбрые пытаются вырваться из этой клетки управления новостями. Произошла череда убийств журналистов, постыдной кульминацией которой стало убийство Анны Политковской в октябре 2006 года.
Путин столь неустанно навязывает свою железную волю как внутри собственной страны, так и за границей, что легко забыть, что в период его прихода к власти его официальный имидж давал явные трещины. Журналисты брали интервью у его знакомых по Санкт-Петербургу и раскопали ряд историй, которые многое проясняют. Школьные приятельницы вспоминали, что в обществе девушек он чувствовал себя на редкость неловко. Есть также история, которую от имени Путина никто никогда не опровергал, о том, что в юности он подал заявление о приеме на работу в КГБ. Это был исключительный поступок даже для подростка, пламенно преданного советской власти. Как объяснили Путину в ленинградском управлении ведомства, КГБ сам приглашал потенциальных сотрудников на работу, а не наоборот. Но в спецслужбу, наводившую страх, его в конце концов пригласили. Проверка его происхождения и поведения продемонстрировала, что Путин - беспорочный патриот. Его дед был поваром Ленина. Его отец доблестно защищал Ленинград во время Второй мировой войны. Зубрежке ленинизма и тренировкам по дзюдо Путин посвящал не меньше времени, чем занятиям на юридическом факультете. Компетентный, изобретательный, никогда не стремившийся быть в центре внимания, он был признан хорошо подходящим для работы в спецслужбах - и впрямь, то был идеальный чекист.
Все это считалось замечательным, пока в России не забрезжила эпоха открытой политической жизни. С этого момента талантов в области закулисных интриг стало уже недостаточно. Внезапно, сначала на посту премьер-министра, а затем и президента Путину пришлось иметь дело с прессой, и во всей его карьере не было более трудного периода.
Летом 2000 года его широко раскритиковали, когда он не посетил семьи погибших при аварии подлодки "Курск". Он произвел впечатление бесчувственного человека. На его имидже не так-то хорошо сказалось и известие, что его любимое домашнее животное - пудель по кличке Тося. Российских мужчин не учат исследовать глубины "женской стороны" их натуры, и любовь президента к Тосе заставляла его выглядеть в некотором роде слабаком.
Сегодня веб-сайт президента чрезвычайно тщательно заточен под особенности восприятия населения. Хозяйкой Тоси считается супруга президента Людмила (они поженились в 1983 году, у них две дочери, которым сейчас по 20 с небольшим лет). "Личная" собака Путина - это черный лабрадор Кони, что, очевидно, лучше соответствует образу "настоящего мужчины". Собственно, президент недавно сделал выговор всем участникам пресс-конференции за то, что они балуют Кони - дескать, "иногда Кони выходит из комнаты, полной журналистов, с очень довольной мордой, обсыпанной крошками от печенья". Аскетичные черты характера Путина неустанно подчеркиваются. Людмила Путина, проявив несвойственное ей недовольство, выпалила: "Нужно не только работать, но еще и жить". Она и вообще вся семья имеют возможность поговорить с ним только после окончания его долгого рабочего дня, когда он, по своему обыкновению, выпивает перед сном чашку кефира. (Железный человек не позволяет себе баловаться напитками, содержащими алкоголь). Госпожа Путина, однако, опровергает предположения о том, что она дает ему советы в области политики: "Такого ни разу не было".
Недавно на своем сайте Путин был представлен не таким "сухарем", как можно подумать по таким отзывам. В августе он отправился в республику Тува в Сибири в сопровождении Альбера, принца Монако. Там были сделаны 60 фотографий президента на досуге: он даже сфотографировался голым по пояс за ужением рыбы в местных реках. Судя по его виду, он в великолепной спортивной форме. Снимки были выложены в открытый доступ на сайте президента, после чего пришло много писем от женщин, выражающих свое восхищение. (Возможно, такие письма поступали и от мужчин - если так, то это строго охраняемая тайна.)
Для россиян Путин - самый популярный современный деятель, значительно превосходящий своих соперников. По результатам соцопроса, проведенного в июле, он получил 75% в рейтинге, снискав оценки "хорошо" или "отлично". Это впечатляющий результат для политика, который находится на восьмом году пребывания у власти в стране, где более пятой части населения живет ниже черты бедности по стандартам ООН. Популярность Путина еще более поражает, если учесть продолжающиеся скандалы вокруг политической коррупции и издержек судебной системы - это не говоря уже о травме, нанесенной его катастрофической войной в Чечне.
Прежде всего соотечественникам Путина импонирует то, как он успешно вышагивает с горделиво поднятой головой по международной арене. Согражданам нравятся нотки угрозы в заявлениях, звучащих примерно так: "Несколько лет назад мы поддались иллюзии, будто у нас нет врагов, и заплатили за это дорогой ценой". Точно так же было воспринято его чисто формальное соболезнование в связи со страшным убийством Александра Литвиненко в Лондоне: дескать, президент в очередной раз отказался кланяться мировому общественному мнению. Большинство россиян видят суть в том, что Путин - не просто патриот, но такой патриот, который действует эффективно до брутальности. В начале 1990-х Россия, когда-то индустриальная держава, уступавшая по мощи только США, с ужасом обнаружила, что ее ВВП стал ниже, чем у Бельгии. Однако сегодня ее экономика занимает 8-е место в мире по величине, а сама Россия вновь поверила в себя. Путин, пламенный оптимист, обещает, что дальше дела пойдут еще лучше. В своем послании Федеральному собранию он назвал ряд приоритетных направлений, которыми надо заняться незамедлительно. Будет модернизирован автомобильный, железнодорожный и речной транспорт. Будет проведена модернизация нефтеперерабатывающих предприятий. Будет учреждена Российская корпорация нанотехнологий.
Он кое-что сказал о вооруженных силах, призвав продолжать их модернизацию. Всем известно, что они в плачевном состоянии. России придется потратить еще годы и годы, чтобы перейти к добровольной армии, о которой часто говорит Путин. Более того, командный состав, руководящий операцией в Чечне, попался на продаже оружия чеченским повстанцам. В России и за границей есть опасения, что ядерные объекты не охраняются с надлежащим тщанием. Вместо этого Путин гордится тем, что снова поднял в воздух свои военные самолеты с ядерными вооружениями на борту. Он подчеркивает, что Россия питает исключительно мирные намерения, но прошли те дни, когда страна кротко повиновалась призывам отказаться от своих глобальных амбиций.
У власти Путина есть предел: российская конституция запрещает ему в третий раз баллотироваться в президенты, а он исключает возможность призывов к внесению поправок в этот документ. Если бы Путин имел право снова баллотироваться в президенты, он определенно победил бы. Ни по одному кремлевскому лидеру с 1960-х годов - ни по Хрущеву, ни по Брежневу, ни по Горбачеву, ни по Ельцину - особенно не тосковали после того, как он покидал свой пост. Путин, по-видимому, станет исключением. Ведущими кандидатами в его преемники на посту президента с апреля 2008 года являются Дмитрий Медведев и Сергей Иванов. Оба занимают должности первого вице-премьера. Рейтинг популярности Медведева составляет всего 18%, а Иванова - вообще 14%. В любом случае, никто не сомневается, что своего преемника выберет сам Путин. Очевидно, Путин изыщет какой-то способ и в дальнейшем влиять на происходящее из-за кулис.
Ни Медведев, ни Иванов не посмеют презрительно отринуть наследие Путина. Будущие поколения россиян, вполне возможно, отнесутся к нему более сурово. Путин не решил дилеммы национальной безопасности, превратив Чечню в бойню. Он не нашел пути к всестороннему развитию экономики. Если бы не резкое повышение цен на нефть и газ в начале его первого срока, Россия все еще погрязала бы в финансовых проблемах - а экономика при Путине остро зависит от ситуации на мировых рынках, которую Кремль контролировать не в силах. В России, в лучшем случае, управляемая демократия. Гражданское общество находится в жестких тисках. Сейчас, на данный момент, признаков недовольства мало. Российские бедняки - а их миллионы - слишком упали духом, чтобы восставать. Но Западу не стоит сомневаться в том, что в грядущие годы Россия станет для него источником неприятностей. Российские энергоресурсы будут использоваться в качестве орудия политического давления на Евросоюз и страны прежнего советского блока.
Правда, это не означает, что холодная война возобновится. Путин и спецслужбократы знают, что будущее России - в рыночной экономике, а мир, в противоположность вооруженным конфликтам, - фундаментальная предпосылка будущего процветания страны. За это нам всем, остальным странам, следует поблагодарить судьбу. Но нынешний президент оставит после себя наследие, вызывающее тревогу. Его президентство в полной мере вернуло Россию на арену глобальной политики и экономики ценой обострения напряженности в отношениях с иностранными государствами.
Путину понравилось захватывать мир врасплох - и он ценит преимущество того, кто остается загадкой как человек и лидер. Очевидно лишь одно: когда он соберется писать мемуары, то, будучи бывшим кагэбэшником, не разгласит в них многочисленных секретов, которые таит. Бывших чекистов не бывает.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях